Формат видеозаписи - многоплановое понятие. Оно отражает ряд групповых факторов, отвечающих за:
- упорядоченность укладки информации на ленте;
- геометрические и скоростные параметры ВМ;
- особенности обработки сигнала в канале изображения.
Классификация форматов может производиться по различным признакам: по ширине применяемой ленты по числу видеоголовок, реализующих процесс записи; по назначению и области применения аппарата и др. Исторически первыми появились видеомагнитофоны, предназначенные для целей телевизионного вещания. Это были стационарные аппараты с довольно сложным обслуживанием. Затем были разработаны малогабаритные аппараты для массового применения в специальных и бытовых целях. В них впервые были применены кассеты для магнитной ленты, существенно упрощающие процесс эксплуатации ВМ. В этих аппаратах было реализовано пониженное качество изображения за счет существенного снижения полосы записываемых частот, что позволило добиться высокой эффективности использования магнитной ленты (большой длительности записи на единицу длины носителя). Впоследствии на базе наработанных на бытовых форматах принципах и приобретенного опыта были разработаны форматы для видеожурналистики; т.е. переносные аппараты, обеспечивающие качество, пригодное для вставок в телевизионные передачи. В настоящее время видеожурналистские форматы доработаны до профессионального уровня и используются в качестве вещательных.
Таким образом, можно условно выделить три группы форматов аналоговой видеозаписи:
- вещательные;
- профессиональные (видеожурналистские);
- бытовые.
Такое деление подтверждается также общими для каждой группы принципами обработки записываемых видеосигналов. Эти принципы следующие:
прямая модуляционная запись полного (композитного) видеосигнала
- ЦТВ на магнитной дорожке
- компонентная видеозапись - раздельная запись сигналов яркости и цветности раздельными головками на раздельных дорожках;
- квазикомпонентая запись - совместная запись сигналов яркости и цветности одной головкой на общей дорожке, но с разнесением по спектру.
Прямая модуляционная видеозапись используется во всех вещательных ВM, к которым относятся форматы Q, В и С. Суть этого метода заключается в том, что полный видеосигнал цветного телевидения, представляющий собой композицию (смесь) видеосигнала яркости и модулированного сигнала цветности, подается на частотный модулятор канала записи ВМ и далее на видеоголовку. Результирующий спектр сигнала имеет сложную форму и предъявляет высокие требования к тракту записи- воспроизведения и обработки сигналов в ВМ. Особого внимания требует взаимное влияние компонент сигнала яркости и цветности друг на друга, так называемые, перекрестные искажения.
Компонентная видеозапись представляет раздельную запись сигналов яркости и цветности в частично-модулированном виде либо с полным разделением по головкам и дорожкам, либо с временным (а, соответственно, и пространственным) разнесением составляющих на дорожке. Т.е. компонентная ВЗ предусматривает раздельную обработку в канале изображения сигналов яркости и сигналов цветности. При этом сигнал цветности используется в первичном виде, т.е. форме видеосигнала, а не в форме кодированного по системе вещания сигнала, например, в виде двух цветоразностных сигналов R-Y и B-Y, ограниченных по полосе частот. Перед подачей в головку записи каждый сигнал подвергается частотной модуляции.
Видеоголовки каналов яркости и цветности могут быть одинаковыми, но могут и отличаться, если разработчик хочет использовать тонкие отличия параметров сигналов. Обычно для лучшего использования разрешающей способности системы головка-лента канала цветности, цветоразностные сигналы подвергаются временному уплотнению (сжимаются по длительности вдвое с помощью запоминающих устройств), что позволяет разместить два сигнала в интервале одного сигнала. При этом полоса частот такого уплотненного сигнала тоже увеличивается вдвое и, таким образом, приближается к полосе канала яркости. Уплотнение сигналов цветности в разных ВМ реализуется либо в форме видеосигналов, либо в форме ЧМ сигналов. Раздельная (компонентная) запись сигналов яркости и цветности предотвращает появление интермодуляционных искажений яркость-цветность.
Компонентная видеозапись используется во всех форматах для видеожурналистики. Наиболее известные представители: Betacam, M-II, Lineplex.
Квазикомпонентная видеозапись выполняется в несколько стадий. Сначала производится разделение полного видеосигнала на сигналы яркости и цветности. Разделение основано на использовании частотных фильтров. Ha практике применяются фильтры нижних частот, режекторные, полосовые и гребенчатые. Затем ограниченным по полосе сигналом яркости модулируется несущая канала записи. Спектр полученного ЧМ сигнала расположен в высокочастотной области полосы канала записи. В свободную низкочастотную область этой полосы переносится выделенный из полного видеосигнала сигнал цветности в той форме, в которой он был сформирован кодером вещательной системы (квадратурная модуляция в NTSC и PAL, частотная в SECAM). Перенос осуществляется либо гетеродинированием, либо делением частоты. ЧМ сигнал яркости и перенесенный сигнал цветности суммируются. Суммарный сигнал (с разнесенными по частоте компонентами) подается на видеоголовку и записывается ею на видеодорожке. При воспроизведении производятся обратные операции по формированию полного видеосигнала. Квазикомпонентная видеозапись используется во всех бытовых форматах. Наиболее известные из них: VHS, Betamax, Video-2000, Video-8. Формат VHS утвержден Международной Электротехнической комиссией в качестве стандарта бытовой видеозаписи на полудюймовой ленте, а Video-8 считается стандартом бытовой записи на 8-мм ленте.