В настоящее время уже действует автотранспортный коридор, по которому товары из Пакистана попадают в Среднюю Азию – и далее в Россию. Срок доставки контейнера из Карачи в Москву занимает примерно три недели. Всего в месяц проходит 50 –60 контейнеров: продукты питания, текстиль, бытовые товары, хотя пропускная способность пути не менее 20 контейнеров в день.
Планируется проложить железнодорожный путь и Узбекистан уже приступил к строительству Трансафганской железной дороги. Это позволит в дальнейшем начать поставки угля из России в Пакистан. Пакистан – крайне энергозависимая страна. У нее большие проблемы в этом секторе. Сейчас Россия также расширяет торговые отношения с Пакистаном. Поставка угля дала бы России дополнительный вес в регионе, поскольку Исламабад стал бы более зависим от наших энергоносителей. А самому Пакистану этот проект помог бы сократить энергодефицит. Это стало актуально в связи с тем, что Евросоюз вводит запрет на экспорт угля из России с августа 2022 года.
Строительство железной дороги из Узбекистана в Пакистан согласовывалось ещё до смены власти в Афганистане. В феврале 2021 года Узбекистан, Пакистан и Афганистан подписали дорожную карту проекта. Пауза возникла в период перехода власти в Афганистане от правительства Ашрафа Гани к «Талибану»* (международная организация, включённая в Единый федеральный список организаций, признанных на территории РФ террористическими). Однако пришедшие к власти в стране радикалы не отказались от проекта.
Трансафганская железная дорога пройдет от пограничного узбекского Термеза в пакистанский Пешавар. Если проект будет реализован, то система железных дорог бывшего Советского Союза соединится с магистралями Пакистана, ведущими к порту Карачи и другим морским хабам на Индийском океане.
Стоимость проекта магистрали протяженностью в полтысячи километров оценивается в 5 млрд долларов, а предполагаемый транзитный потенциал – в 20 млн тонн грузов ежегодно. Планируется, что железнодорожную линию между Мазари-Шарифом в Афганистане и пакистанским Пешаваром протяжённостью 537 км построят с российской колеёй 1520. Дорога пересечёт перевалы горного хребта Гундукуш и может стать одной из самых высокогорных в мире, с перепадами высот до 4 тыс. метров.
Сроки доставки грузов из Пакистана в Узбекистан сократятся с 35 до 4-5 дней.
Интерес России в данном проекте может заключаться в участии в нём РЖД . Новой ЖД понадобится подвижной состав, поставку которого могут обеспечить российские компании.
Ещё одна причина, по которой Россия может иметь заинтересованность и принять участие в проекте — природные богатства Афганистана, которые невозможно эксплуатировать без транспортной инфраструктуры. Помимо железа, меди и золота, это, прежде всего, литий. Вывозить всё это намного дешевле по железной дороге.
Вокруг Афганистана существовало очень много разных проектов — газопровод, месторождения, железные и автомобильные дороги. Пока начали с железной дороги. Cроки строительства железной дороги могут составить около 5 лет.