Найти тему
Молодость в сапогах

Про Урал и про Москву.

Так вышло, что большинство авторов этого канала сейчас живут в Москве. Жизнь погоняла нас по разным местам, но вот в возрасте за 50 осели тут, а некоторые тут и родились еще в те времена, когда не было даже домашнего телефона у многих, а к соседу ходили в гости без предварительного уведомления, просто так.

Москва 70-х была совсем другой. Сейчас это Вавилон - скопление всякого разного, съехавшегося со всей страны и из-за ее рубежей, самого шустрого, но далеко не самого лучшего. От Москвы нашего детства не осталось практически ничего кроме названия. И иногда бывает очень обидно читать совершенно неадекватные (мягко говоря) реплики похмельных "правильных пацанов", так и не переросших в плане развития мозга подростковый период, про "все зло в Москве". А откуда оно сюда приперлось то, это зло? Где родилось, где росло и крепло, где набирало первоначальный капитал, до того, как сменило фиолетовые треники самопального "Адидаса" на дорогой и модный костюм?

Вы знаете, кто такой Бордюрыч? Почему его так зовут и откуда он родом? Тут у нас подборка фото завалялась с этими бордюрами - между двух тротуаров - аккурат посередине, вдоль дорожки в никуда, обрывающейся в середине газона и т.п. - сняли за одно утро в пределах двух кварталов, особо не напрягаясь - так, что в глаза бросилось. Хотели статью злую написать про деньги, которых на беспилотники не хватает, да потом плюнули на это дело.

Плюнули потому, что сразу в комментариях полезут обиженные земляки Великого Благоустроителя в его защиту и дело закончится взаимными оскорблениями. Типа "москвачи" наших ругают, ух, такие-сякие, неблагодарные, а еще они нас грабят, все себе забрали.

Так вот эта статья как раз об указанном феномене. О том, как из старинного обычая "бей городских", "бей деревенских", "бей фабричных", "бей зареченских" и т.п. враждебные России силы тихо и незаметно формируют внутренний сепаратизм. Не национальный, что характерно. Территориальный. Благо исторические предпосылки в виде разнообразных уральских и дальневосточных правительств имеются, мы писали об этом на канале немного в цикле "Золото республики":

Тогда, в Гражданскую, шустрые местные воротилы уездного и губернского масштаба быстренько наобъявляли разных республик и правительств на максимальном удалении от Москвы и радостно распахнули объятия иностранным войскам, которые их номинальное правление должны были обеспечить "под залог" недр и богатств управляемых территорий. Самым масштабным деятелем этого направления был ныне прославляемый официально с экранов государственных телеканалов Колчак. Но это так, для справок, мы немного отвлеклись от темы.

Многие слышали про теорию "Окна Овертона". Данный термин, если коротко, означает переход от невозможного и запрещенного к обыденному и разрешенному через постепенную подготовку сознания целевой группы. А когда окошко распахивается, т.е. ранее немыслимое становится приемлемым, меняется реальность, т.к. общество готово к этой смене и ее ожидает с нетерпением. Подобный механизм используется и с местечковыми страданиями о своей трагической нереализованности.

Сначала, используя засевшую в подкорке модель "наши против городских" в различных вариациях, под предлогом каких-то там оптимизаций-реструктуризаций вводят Уральскую республику. Потом подключаются "энтузиасты и краеведы" и начинают доказывать, что местное население есть уникальный этнос - отдельный и самобытный, которому "Москва" навязывает чуждые ценности.

Их поддерживают преподы-неудачники, дамы с неустроенной личной жизнью, недоученные студенты в вечном академотпуске и прочие аналогичные персонажи. Для "групп поддержки" идея самостоятельности и исключительности региона даже не убеждения, а некий столб, опора, вокруг которого в пику несложившейся карьере и личной жизни они выстраивают свою новую концепцию существования. И теория "уральского народа" или какого-то там еще народа, который древнее египтян и подло порабощен злыми имперцами, обрастает новыми деталями и подробностями, завоевывает новых сторонников.

Поначалу народ смеется, читая такой бред, но то один, то другой с бодуна или от общей накопившейся обиды на жизнь начинает эти сказки повторять в собственном нецензурном пересказе. Все, процесс пошел, окошко скрипнуло. Такой фокус в 30-х годах прошлого века провернул один австрийский художник, сообщив нации неудачников, проигравшей мировую войну, что они на самом деле всем господа и сверхлюди. Точно по этой же схеме вызрел укрофашизм, точно по этим лекалам сейчас кроят очередную "НеРоссию" на нашей восточной границе, имеется в виду Казахстан. Но и внутри России ядовитые семечки дают не менее ядовитые всходы.

-2
-3
-4

У властей даже в своеобразный период 90-х хватило ума пресечь эту деструктивную линию на начальном этапе. Но идея территориального местечкового сепаратизма очень живуча - как всякие микробы, которых защитные силы организма давят в обычном режиме и они сидят тихо, но вот промокли ноги, продуло холодным ветром, иммунитет ослаб и недобитые болезнетворные временно берут верх, приходится их лечить всякими спреями и таблетками.

Екатеринбург стал в некотором смысле центром проявления этих деструктивных процессов, так сложилось исторически. Постоянно на слуху местные протестные настроения - и это тоже элемент подрывной работы.

Две студентки написали "открытое письмо" против буквы "Z" на фасаде своего учебного заведения. Чтож, у нас и похуже пиарились - тоже "студентки", некоторые даже срок в результате получили, а потом в Европу отправились книжки писать и пенки снимать. 600 человек этих двух "протестанш" поддержали - мизер, если вдуматься. Но раскрутка указанного фарса сопоставима с освещением крупной катастрофы или уличных беспорядков в Париже, например. Если людям постоянно твердить, что они "город белой ленты", "подрывной центр", "либероидная клоака" и т.п., то постепенно этот факт укрепится в сознании и вызовет ответную защитную реакцию - а сами вы..., да мы и без вас..., да мы, да у нас...

И эта тенденция очень хорошо прослеживается на Е-бургских городских форумах и в соцсетях. Цитировать не будем, экстремизм, однако.

Еще раз повторю главную мысль, а то нас постоянно критикуют за слишком сложные тексты.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РЕГИОНА остальной территории может идти изнутри и снаружи - и то и то одинаково разрушительно.

Не дурочек надо поминать, которые за ради дешевого пиара выступили против "Z", а вот этих товарищей с Урала, например:

Творческий коллектив из Екатеринбурга «Офицерское трио» выступил  во Владикавказе перед участниками СВО на Украине.
Творческий коллектив из Екатеринбурга «Офицерское трио» выступил во Владикавказе перед участниками СВО на Украине.
Уральские артисты выступили во Владикавказе перед участниками спецоперации

А еще заводы, которые делают боевую технику, сотни добровольцев, осаждающих военкоматы - все с Урала, многие из Е-бурга.

На Ельцин-центр из бюджета выделяются деньги - не то чтоб очень большие, даже с бордюрами в Столице не сравнить, но таки выделяются. А еще откройте страничку этого любопытного заведения в Интернете, где попечительский совет перечислен. Многое станет понятно. Так зачем обижать людей, которые живут в этом городе? Реакция будет предсказуема - станут кучковаться как раз вокруг этого Центра, будь он неладен. Просто из чувства протеста и назло.

Если губернатор плохой - снимите его тихо, или вон громко, как Фургала, благо за что посадить всегда найдется. Но зачем известный телеведущий в прямом эфире задирает Е-бург? Шоумен ведь не сам такое придумал, ему рамки то определяют очень четко. Человеку свойственно обижаться "за своих", когда их ругают неместные. Даже если пять минут назад он сам этих своих костерил и так и сяк. И получается в результате, что таким образом укрепляется медленно, но верно очередная самобытность с последующим гипотетическим переходом в самостийность.

То, что кажется невозможным сейчас, лет через пять может обрести вполне осязаемые контуры.

Моя бабушка и дедушка по отцу родились в двух деревнях в нынешней Калужской области, разделенных небольшой речкой. С одной стороны Чёриково, с другой - Собакино. В тех краях, среди многочисленной деревенской родни, прошло мое счастливое дошкольное детство. И рассказов про то, как собакинские ходили бить чёриковских и наоборот, довелось услышать десятки. При этом при всем никакого противостояния в реальности не было, традиция просто такая. Замуж выдавали в соседнюю деревню, в гости ходили, работали вместе, помогали, чем могли, когда, не дай Бог, пожар... Люди, как люди.

Грянула война - мужчины ушли воевать, а обе деревни немцы сожгли, двигаясь в направлении Москвы. Всю зиму 41-42 года наша деревенская родня (человек 12 женщин и детей с двумя стариками) прожили в несгоревшей половине частично уцелевшего дома на холме и в глинобитном сарае рядом - и чёриковские и собакинские вместе. А когда вернулись наши, то сюда еще и отца моего привезли с братьями - бабушка работала на заводе в ночную смену, а деда призвали в Красную Армию, оставлять дома трех-четырехлетних ребятишек без присмотра не рискнули.

И так жила вся наша огромная страна. А Урал ковал оружие Победы, слал добровольцев, принимал эвакуированных. Что изменилось с того времени? Почему воскресает не это Единство, а региональная хитрофилейность времен Гражданской? Урвать побольше, отдать поменьше, моя хата с краю, зачем нам Москва... Не само собой все это проросло, атмосфера способствует. Так надо атмосферу менять, пока не поздно, а не углублять раскол неосторожным словом.

Впрочем, все сказанное исключительно личный взгляд автора, который тоже может ошибаться, в чем заранее и раскаивается. Но если автор угадал...