Найти в Дзене
Голоса дорог

Эти люди учат детей ( Из цикла "Коллеги").

Всё персонажи вымышлены, а совпадения случайны.
Всё персонажи вымышлены, а совпадения случайны.

Мы с ней познакомились не помню уже когда, наверное лет 20 тому назад. Особыми талантами господь Бог не наделил Капустину Маню, но амбициозности в ней хватило бы человек на триста. Она не была красива, но была очень уверена в себе. При первой встрече с незнакомыми людьми вела себя как лиса, обволакивая их своим ангельски- приторным голоском, издавая фальшивые ноты дифирамбов. Такая обходительность проявлялась не с каждым незнакомцем, а лишь с тем, кто мог оказаться небезынтересен в будущем, либо представлял собой лицо официальное, с коими Маня вынуждена была регулярно встречаться по работе и в силу занимаемой должности. Подобные встречи поднимали со дна её души бурю эмоций - от агрессии до животного страха быть уличённой в неискренности своих чувств. На встречах с простыми же людьми она вела себя одинаково: одним своим тоном могла показать, чего она стоит в этой жизни, смеряя собеседника белёсым взглядом своих прозрачных глаз, давая этим понять кто здесь главный. Она любила лесть в свой адрес настолько, что фальшивые улыбки угодников с готовностью принимала за искреннюю радость видеть её и стоять рядом. В душе она являлась борцом за правду, представляя себя дочерью то ли Великого Че, то ли Нельсона Манделы, многие известные личности вызывали в ней симпатию. Будучи молодой, она со своими школьниками письма отправляла в поддержку Чилийских коммунистов. Я не была с ней знакома тогда, но по словам её соратников по цеху, она вела себя по- другому, да и её поступки носили скорее созидательный и миротворческий характер:

детей из неблагонадежных семей, коих училось в школе немало на стыке далёких 80-90х, она их отмывала в своей просторной ванной комнате в коммунальной квартире, вызывая бурю негодования соседей и супруга. Она регулярно носила в знаменитые Питерские Кресты передачи своим выпускникам - теплые носочки, заботливо связанные какой- нибудь бабушкой на Сенном рынке, шмат сала с куском хлеба и не оставалась в накладе - её материнская забота возвращалась сторицей - в виде письма или записочки "оттуда". Отлично помню, как она этим гордилась, когда мы познакомились.

Время шло, Маня вышла замуж, родила симпатичную девчушку, поменяла ненавистную ей с детства фамилию своих родителей на более благозвучную - Кабарнёва. Жизнь налаживалась- появилась семья, а вместе с ней новые приятные заботы, на работе её повысили до заместителя директора общеобразовательной школы. Ну и пусть, что это была самая худшая в районе школа из- за контингента учащихся - дети из семей алкоголиков и тунеядцев в ней учились, но наша Маня была на своем месте, она была востребована как никто другой - её слОва ждали, бывало месяцами заглядывая ей в рот, на неё смотрели, затаив дыхание, боясь пропустить искру знаний, которая могла бы озарить светом многих причастных к Мане. И Маня была счастлива.

Начало 90х. Задул ветер перемен. Руководство школы поменялось, новый директор расправил свои могучие плечи в обновленном, после ремонта кабинете главного. Человек умный, образованный, с отличной родословной и огромным созидательным потенциалом. Сначала Маня насторожилась, пробовала спокойно объяснять, что всё и так хорошо, не нужны никакие изменения, но все ее аргументы затягивались в воронку активности нового Главного. И Маня смирилась, затаив обиду на долгие годы. "В конце - концов,- думала она,- выпито вместе немало, поможет, если что. Да и время идёт, всё может измениться. Буду работать по- старинке, дочь надо поднимать, образование дать ей, профит можно извлечь из любой ситуации, если вести себя по- умному". Сказано-сделано. Маня подстроилась под новые изменения в своей работе. Школа - то теперь стала с углубленным изучением иностранного языка и права. "Глупость какая,- думала наша героиня,- сочетание несочетаемого", но углубленное образование того иностранного языка всё же дала и своей дочери. Сама она тоже очень бы хотела заговорить на иностранном языке, но то ли отсутствие способностей, то ли хроническая лень, либо и то и другое, но не сложилось. Сложилось другое: школьные обмены с зарубежными странами, целью которых являлось изучение того самого иностранного языка. Маня защебетала, трепеща крылышками - раньше она и не думала, что путешествия это настолько потрясающе - увидеть мир можно, себя показать.Да и без языка можно обойтись когда с тобой едет с десяток хорошо говорящих детей, переведут, если что. Ну, язык жестов тоже никто не отменял! Маня увлеклась организацией школьных обменов на какое-то время, поначалу ей всё очень нравилось: она снова главная, всё её спрашивают, обращаются к ней уважительно. Лишь одно её смущало: работа заместителя директора не выполнялась совсем, а с неё требовали - и начальство, и подчинённые. Кое- как, не вчитываясь в официальные бумаги, Маня тянула свою рабочую лямку. Документы заполнять и отчёты писать за десяток лет так и не научилась, да не нужно ей это было, неинтересно, скучно, непонятно. Хорошо, что директор ей доверяла и отношениями с ней очень дорожила - вместо неё выполняла эту работу, а Мане зарплата капала. Небольшая, но на жизнь и на путешествия вполне себе хватало. Первые огорчения с новыми Маниными увлечениями не заставили себя ждать - руководство какого-то французского лицея возмутилось невыполнением обоюдного соглашения с русской стороны и разродились жалобой на организаторов обмена: вместо обещанных анимаций и театрализованного представления в лицея Маня устроила трамтарарам, то есть небольшой скандальчик, топая ножкой и требуя её возить по экскурсиям и кормить изысканными блюдами французской кухни в Мишленовских ресторанах. Вместо устриц во льду с оказией директор школы получила документ о расторжении сотрудничества. "Один раз может случиться со всяким, человек не знает ни языка, ни ихней культуры", - сказала сама себе Главная женщина в данном учебном учреждении и доверила Мане следующую миссию за рубеж, которая провалилась так же как и предыдущая. Потом была ещё одна и другая, в процессе подготовки к которым Маня не стыдясь накручивала ценник на авиабилеты своих коллег. Когда её уличили в неточности, закатила глаза к небу, схватила в руки калькулятор, пересчитала сумму и, положив руку на сердце, произнесла:" Ой, как это я так?.. ошиблась, приношу свои искренние извинения". Наверное моё близкое знакомство с ней и началось с этих треклятых авиабилетов. Эпопея со школьными обменами для Мани постепенно сошла не нет - "Очень хлопотно, хотят многого, уважают не так чтобы очень, не то всё это."

В целом, работу свою Маня не любила, терпела что- ли её, но бонусы по крохам старалась извлекать. Правда с каждым годом их становилось всё меньше и меньше. Маня не любила работать совсем. Она любила размышлять о хорошей жизни, вкусной и здоровой пище, дальних поездках. Какое-то время устроилась подрабатывать в турфирму. Получив там первоначальные навыки менеджера низшего звена, уволилась.

Детей она тоже особо никогда не привечала, они её утомляли своими бесконечными вопросами, просьбами, криками. А Маня любила когда её внимательно слушают и понимающе кивают в ответ. Потому с умными детьми диалог вообще не клеился - Маня себя чувствовала ущербной на фоне некоторых начитанных и образованных подростков. Поэтому и решила стать классным руководителем учащихся слабеньких, не умеющих в 9 классе найти Францию на карте мира, путающих реки и горы, стоя перед физической картой Европы, считающих город Мадрид столицей Португалии. "Ну и что,- говорила наша Маня,- зато они добрые и спортивные" и воспринимала их неудовлетворительные оценки сродни удару кинжалом в своё красивое сердце. Болела за каждого из них душой. Подчинённым, которые посмели "влепить неуд" по предмету её воспитанникам, устраивала бойкоты, разговаривала грубо и некорректно. "Пусть теперь знают с кем связались, да на кого руку подняли"- ухмылялась Маня. Мне случилось в те годы преподавать свой предмет в "её классе"... Натерпелась я от неё, скажу вам, начиная от уговоров поставить удовлетворительно или хорошо и заканчивая криками и проклятиями в свою сторону. Я долго проклинала тот день, когда согласилась на её уговоры обучать её питомцев иностранному языку. Несколько лет провела в ожидании выпуска. Наконец - то долгожданный день настал и прозвенели последние звонки. Класс Мани, зажав в кулачках аттестаты, вышел в широкую светлую жизнь с желанием "жить ради людей и творить добро на этой земле". Вовек ни один из них не забудет напутственные слова их классной мамы. НиКоГда.

В школу пришли компьютеры, такая вот напасть случилась. Всё бы ничего, но Маня категорически не была готова к сотрудничеству с этим цифровым монстром. Каждый педагог теперь был обязан пройти курсы цифровой грамотности. За несколько лет все научились печатать документы в программе Word, делать презентации в Power Point, самые продвинутые освоили Photoshop и лихо монтировали видеоролики о школьной жизни в Video Studio, одна Маня себя чувствовала обиженной и обделенной, она с трудом научилась набирать тексты указательным пальцем правой руки, но это требовало серьёзных временных затрат, из- за чего её основная работа застопорилась окончательно. Она не успевала ничего. "Компьютер пришёл в жизнь других, чтобы её облегчить, а в мою - чтобы её усложнить"- так горестно она рассуждала о своей печальной судьбе.

С появлением электронного журнала всё только усугубилось - Маня отталкивала его от себя руками и ногами, в итоге, она осталась единственной в районе кто предпочитал собирать сведения об успеваемости учащихся с классных руководителей на собрании, записывая данные в свой видавший виды потрёпанный блокнот.

"Что дальше?"- тревожно вопрошала она саму себя, но ответа на вопрос не находила.

Так, в рутине, день за днём и проходила жизнь моей героини. Но тут новый поворот - кресло директора освободилось и вот наша Маня исполняющая обязанности, на время, но всё же. Маня снова на коне! В центре внимания, её уважают, а некоторые даже почитают. И всё бы хорошо, но школа- то уже не та, что раньше - одна из лучших в городе, в топе 500 лучших в стране, есть учителя, знающие себе цену, начитанные дети, родители со связями, в общем, нашлись такие, которые заставили Маню слезть с коня и отвести его в стойло до лучших времён. Триумф Мани обернулся провалом - на защиту чести снятого с должности директора встали сотни - выпускники, ученики, родители учеников, коллеги - предатели. Маня рвала на себе волосы, пыталась забаррикадировать входные двери своей грудью от журналистов, которые лезли изо всех щелей. Справиться с несогласными коллегами тоже не получалось. Бегала на приёмы главы администрации района, объясняя, что она тут ни при чём. Адские три месяца она пережила, в конечном счёте пришла к выводу, что труд директора школы совсем неблагодарный и приняла решение остаться в своей должности, тихо и спокойно дорабатывать до пенсии. Маня не то что забыла, что подделала подпись бывшего директора на важных документах, она старалась о том больше не думать. В конце -концов ту сняли и она больше здесь не Главная. "Хоть паскуда и устроилась теперь учителем. Попьёт теперь моей кровушки. Ну да справлюсь. Вышло её время"- размышляла Кабарнёва.

И оказалась она права - пришёл новый директор, такой же как Маня, золотой человек, человек с большой буквы Ж и начали они напару наводить свои порядки. Появились новые традиции - ритуал приёма пищи в обеденный двухчасовой перерыв за закрытыми дверями, которые ранее были открыты нараспашку. Для всех. Одаривание сливовым вареньем именинников- учителей. Докладные - объяснительные на каждый чих. Зарабатывание денЮжки (замещения и совмещения уроков; уроки, которые в плане есть, но по факту никто их не проводит и прочее прочее прочее) себе в карман - без этого никуда, копеечка счёт любит. Рабочие будни Мани засияли новыми красками - она продолжила работать как любила это делать - работать так, чтоб поменьше работать. Создала на базе школы туристический кружок "Mannekin Pis", немного странное название для образовательных туристических маршрутов России, но история умалчивает историю его появления на свет. Возможно, подсмотрела данное название в каких- нибудь буклетах о стране Бельгия, но, по своему обыкновению, поленилась найти информацию о нём. Здесь нужно добавить, что адепты данного кружка успешно осваивают маршруты своей Родины. Оные Грузии, Дагестана, Сербии уже освоены. За свой счёт, естественно и с процентами за обслуживание Мане - создателю и идейному вдохновителю данного движения.

Годы ковида, новой чумы нового XXI столетия только закалили характер Манны Кабарнёвой, она наоборот , как атлант, расправила свои хрупкие женские плечи. "Кто был никем - тот станет всем" - напевала она, проходя мимо коллег по цеху, отворачивая голову к стенке. Здороваться с иными, типа меня, совсем перестала. Уже не заморачивалась составить расписание уроков, на котором когда- то руку набила. Так, один учитель мог одновременно давать урок в двух классах - в 5 и 9. Почему бы и нет, ведь образование на селе в начале XX столетия именно так и начиналось.

Много чего натворила Маня Кабарнёва за время своей работы заместителем директора общеобразовательной школы. О ней можно не только писать опусы, но и слагать вирши. Много чего ещё она сотворит в будущем. Поживём - увидим. А пока - "она идёт по жизни смеясь...", поскольку начался очередной отпуск и новые образовательные маршруты России уже виднеются на горизонте.