Николай Максимович Павленко родился в 1912-м году в селе Новые Соколы под Киевом в семье зажиточного крестьянина. Во время революции его отец был раскулачен. Николай работал писарем у церковного старосты. Однако на земле работать не хотел.
В 14 лет Павленко украл печать у старосты, сделал себе липовые документы, в которых ничего не упоминало, что его отец был кулаком, прибавил себе 4 года, и ушел работать в Минск дорожным рабочим.
Вскоре Николай поступил в Белорусский государственный политехнический институт. Учителя догадывались, что ему меньше лет: он выглядел маленьким и щуплым, не имел достаточно знаний. В институте было решено проверить подлинность документов Павленко. Чтобы не попасть в тюрьму, он бросил институт, и пошел работать на стройку.
Вскоре Николай попался на краже: очень хотелось есть, а денег не было. (В то время за мелкое хищение могли приговорить к смертной казни. В народе этот закон прозвали "Закон о трех колосках".) На этот раз Николаю повезло. С ним провели длительную беседу и отпустили на все четыре стороны.
Наблюдательного юношу назначили прорабом, потом руководителем участка. Свою карьеру Павленко сделал благодаря двум доносам, которые написал на двух своих коллег (те поделились с ним троцкистскими взглядами). Таким образом, Павленко смог выслуживаться перед НКВД. Вскоре его перевели в Главное Управление военного строительства (Главвоенстрой). Там он продал вагон стройматериалов, а деньги забрал себе. Впрочем, этого никто не заметил.
Войну Павленко встретил воентехником 3-го ранга. В первые месяцы войны наша армия несла большие потери. Проливать кровь за Родину Павленко не собирался. Он выписал себе поддельное командировочное удостоверение и сбежал вместе со своим водителем Иваном Щегловым. Заградительные отряды были организованы только в 1942-м году. Так что сделать это в первые месяцы войны не составляло труда.
Павленко и Щеглов остановились в Калинине, вокруг них собрались такие же дезертиры. Главой банды единогласно избрали Николая Павленко, который решил организовать строительную часть: после бомбежек вокруг одни развалины зданий. Вскоре на местной почте он встретил девушку, на которой женился.
Преступники раздобыли липовые квитанции, бланки, создали архив, лагерные умельцы вырезали печати. Название своей организации Павленко дал совсем обычное "Участок военно-строительных работ Калининского фронта" или УВСР-5.
Вокруг стояли разрушенные дома и заводы, создавалось огромное количество строительных отрядов, поэтому никто не удивился появлению новой строительной организации.
Первый подряд Павленко получил за взятку, серебряный портсигар. Ему доверили строение эвакуационного пункта. Дальше взятки были гораздо больше. Организация Павленко возводила разные объекты: землянки, дома, заводы, дороги, а вскоре стала строить мосты.
Все строилось быстро и качественно. Через полгода в его организации состояло 150 человек, которые не догадывались, что служат в подставной части. Это были дезертиры, солдаты, отставшие от поезда или просто раненые солдаты после госпиталей.
Павленко хорошо одевал и кормил своих солдат. В 1943 году была создана, по инициативе Сталина, разведка СМЕРШ, его сотрудники находились в каждой части. Однако Николай Максимович никого не боялся: он всегда устраивал застолья и давал взятки, а в голодное время хотели есть все, и сотрудники СМЕРШа тоже.
Дома Павленко ждала жена с детьми, которая не знала где он работал: все было покрыто покровом тайны. Его подчиненные получали звание и награды, не забывал награждать Николай Максимович и себя.
К окончанию войны Павленко имел более одного миллиона рублей, но потратить их в СССР было некуда. В 1944 году наши войска вошли в Германию. Для Павленко открылась широкая поле деятельности, в Россию переправляли вагонами ковры, мебель, картины, машины, мотоциклы и даже животных.
После победы он вернулся в Калинин, был начальником несуществующей строительной части. Павленко имел машину "Победа", построил дорогой дом для своей семьи.
В 1948 году Николай Максимович организовал артель "Пландорстрой". Он договорился с неким Юрием Константиновым, чтобы тот сбежал с 300 тысячами рублей. Деньги друзья-приятели договорились поделить заранее между собой. Чтобы афера не вскрылась, Павленко после побега Константинова переименовал УВР-5 в УВС-1 (Управление военного строительства). Вскоре были изготовлены новые бланки, печати, штампы.
Николай Максимович всегда чувствовал опасность. Он решил бежать в Западную Украину, где в 1948 году порядок был не восстановлен. Там он создал строительную организацию, в которую входили бывшие полицаи, зеки, предатели.
Попался Николай Максимович на мелочи. У одного из рядовых солдат деньги взял, а облигаций займа не выдал. Солдат обратился в Прикарпатскую прокуратуру, вот тут-то Павленко всерьез заинтересовались.
Прикарпатская прокуратура выяснила: УВС-1 не принадлежало ни Министерству обороны, ни министерству госбезопасности, ни НКВД...
Арестовали Павленко 23-го ноября 1952 года у любовницы на окраине Кишинева. На допросах он вел себя спокойно, так как думал ему, что ему дадут незначительный срок... Николай считал, что помогал восстанавливать страну из руин . Но в прокуратуре думали иначе. Вследствие деятельности Павленко государственный бюджет потерял 38 млн рублей.
4-го апреля 1955 года трибунал Московского Военного округа приговорил Павленко Николая Максимовича к расстрелу, его имущество было конфисковано.
16 соучастников были приговорены к различным срокам заключения от 5 до 25 лет. Процесс был закрытый: очень много людей участвовали в этом деле (400 человек, среди них числилось 50 крупных военных начальников).