Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня пришло время поговорить о крайне знаковой масштабной модели, значение которой на данный момент заметно снизилось, однако, по моему мнению, не заслуженно. Речь идет о первой промышленной копии автобуса, произведенной на территории СНГ в масштабе 1/43. Заслуга эта принадлежит фирме из Краснодара под названием "Компаньон" и сейчас я предлагаю поговорить не только об этом автобусе, но и об его истории, не оставив в стороне личность главы фирмы.
Игорь Сергеевич Жуков - является основателем "Компаньона". Можно сказать, что старт работе был положен после знакомства нашего героя с представителями ПО «Тантал» из г. Саратов. Так как крупнейший производитель масштабных копий являлся закрытым предприятием - провести переговоры оказалось делом трудным, но, к счастью, выполнимым. Так, на "Тантале" выслушали идеи И. С. Жукова, которые заключались первостепенно в создании собственной фирмы, и согласились оказать помощь. Произошло это в начале 90-х.
Первой продукцией "Компаньона" стали конверсии масштабных моделей тракторов «Беларусь». Игорь Сергеевич со своим коллективом разработал оснастку, формы и доукомплектовывал масштабные модели МТЗ-82 дополнительным навесным оборудованием.
Далее появились модификации модели Ваз 2108, к которой добавили надстройку в виде багажника с лодкой, а в 1994-м году и прицеп-дачу собственной разработки.
Набив руку, протестировав имеющееся оборудование, свойства используемых материалов Игорь Сергеевич Жуков, решил вложить средства в создание собственных форм и организацию выпуска собственной масштабной модели. Хотелось полной независимости от поставщиков моделей-доноров и развития собственного предприятия именно в том направлении, ради которого оно создавалось: выпуск масштабных моделей автобусов и грузовиков. Первой в серию пошла масштабная модель автобуса Г1А1-02 «Кубань» (на шасси ГАЗ-53А). По имеющимся чертежам, обмерам реальных автомобилей, но с определенными допусками по степени копийности на заводе «Пластформ» в Армавире из металла изготовили соответствующие формы для литья под давлением. Первая партия готовых моделей вышла в свет в 1995 году и состояла из 100 шутк. Игорь Сергеевич выпустил каждую модель с индивидуальным от 1 до 100 номером на днище, а в коробку вложили сертификат подлинности. В коллекции Жукова до сих пор хранятся копии автобуса «Кубань» с номерами 1 и 10 на днище...
Какие модели были дальше? Вы знаете - это были Кавзы и грузовички Газ 53, Газ 3307. Сфокусируем внимание на Кубани.
Лет 10-15 назад за этими автобусами гонялись, я сам помню как Кубани имели статус раритета. Потом откуда-то взялся новодел, а там и свет увидели "костромские китайцы". Сегодня спросом Компаньон не пользуется, Кубань также ушла в глубокую тень.
Однако, уверен, фанаты настоящих душевных моделей еще живы. Если вы в поиске такой Кубани - напишите в комментариях, я бы хотел продать свою модель в ближайшее время в связи с тем, что планирую приобрести новодел ради интереса и потехи, а две Кубани - мне много.
Читайте также: сравнение раннего и позднего Кавза 3270; обзор Газа 3308 Садко - последняя "новинка" Компаньона.