Найти тему
● Сектор Моделизма ●

Первая в России модель автобуса в масштабе 1/43 | Кубань от фирмы "Компаньон"

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня пришло время поговорить о крайне знаковой масштабной модели, значение которой на данный момент заметно снизилось, однако, по моему мнению, не заслуженно. Речь идет о первой промышленной копии автобуса, произведенной на территории СНГ в масштабе 1/43. Заслуга эта принадлежит фирме из Краснодара под названием "Компаньон" и сейчас я предлагаю поговорить не только об этом автобусе, но и об его истории, не оставив в стороне личность главы фирмы.

Игорь Сергеевич Жуков - является основателем "Компаньона". Можно сказать, что старт работе был положен после знакомства нашего героя с представителями ПО «Тантал» из г. Саратов. Так как крупнейший производитель масштабных копий являлся закрытым предприятием - провести переговоры оказалось делом трудным, но, к счастью, выполнимым. Так, на "Тантале" выслушали идеи И. С. Жукова, которые заключались первостепенно в создании собственной фирмы, и согласились оказать помощь. Произошло это в начале 90-х.

Первой продукцией "Компаньона" стали конверсии масштабных моделей тракторов «Беларусь». Игорь Сергеевич со своим коллективом разработал оснастку, формы и доукомплектовывал масштабные модели МТЗ-82 дополнительным навесным оборудованием.

Далее появились модификации модели Ваз 2108, к которой добавили надстройку в виде багажника с лодкой, а в 1994-м году и прицеп-дачу собственной разработки.

Набив руку, протестировав имеющееся оборудование, свойства используемых материалов Игорь Сергеевич Жуков, решил вложить средства в создание собственных форм и организацию выпуска собственной масштабной модели. Хотелось полной независимости от поставщиков моделей-доноров и развития собственного предприятия именно в том направлении, ради которого оно создавалось: выпуск масштабных моделей автобусов и грузовиков. Первой в серию пошла масштабная модель автобуса Г1А1-02 «Кубань» (на шасси ГАЗ-53А). По имеющимся чертежам, обмерам реальных автомобилей, но с определенными допусками по степени копийности на заводе «Пластформ» в Армавире из металла изготовили соответствующие формы для литья под давлением. Первая партия готовых моделей вышла в свет в 1995 году и состояла из 100 шутк. Игорь Сергеевич выпустил каждую модель с индивидуальным от 1 до 100 номером на днище, а в коробку вложили сертификат подлинности. В коллекции Жукова до сих пор хранятся копии автобуса «Кубань» с номерами 1 и 10 на днище...

Какие модели были дальше? Вы знаете - это были Кавзы и грузовички Газ 53, Газ 3307. Сфокусируем внимание на Кубани.

Итак, вашему вниманию модель из моей коллекции - Кубань Г1А1-02, Компаньон.
Итак, вашему вниманию модель из моей коллекции - Кубань Г1А1-02, Компаньон.
Экземпляр относится к ранним образцам, о чем говорят резиновые покрышки, полу-прозрачный салон, плоская прозрачная оптика и, конечно, раскраска.
Экземпляр относится к ранним образцам, о чем говорят резиновые покрышки, полу-прозрачный салон, плоская прозрачная оптика и, конечно, раскраска.
Мне кажется, что раскраска - это главное достоинство данной Кубани. В интернете мне не удалось найти фотографий моделей с покрашенной в дополнительный цвет крышей, однако смотрится это очень выигрышно. В основном Компаньон красил Кубани по нижней юбке, цветом выделялся капот.
Мне кажется, что раскраска - это главное достоинство данной Кубани. В интернете мне не удалось найти фотографий моделей с покрашенной в дополнительный цвет крышей, однако смотрится это очень выигрышно. В основном Компаньон красил Кубани по нижней юбке, цветом выделялся капот.
Модель традиционно выполнена полностью из пластика, за исключением, как было отмечено ранее, покрышек. Несмотря на то, что это первая самостоятельная модель Компаньона - вид она имеет достойный, особенно на момент 1995-го года.
Модель традиционно выполнена полностью из пластика, за исключением, как было отмечено ранее, покрышек. Несмотря на то, что это первая самостоятельная модель Компаньона - вид она имеет достойный, особенно на момент 1995-го года.
Первому промышленному автобусу крайне не хватает дворников и мелкой оптики, хотя я говорю это с высока прошедших лет. Сегодняшний конкурент этой модели - Кубань от SSM - в общем-то даже и не конкурент. Это масштабные копии с разных планет.
Первому промышленному автобусу крайне не хватает дворников и мелкой оптики, хотя я говорю это с высока прошедших лет. Сегодняшний конкурент этой модели - Кубань от SSM - в общем-то даже и не конкурент. Это масштабные копии с разных планет.
Почему первой моделью автобуса в России стала именно Кубань? Это какой-то культовый или очень массовый автомобиль? Конечно, нет. Видимо, производитель сделал такой выбор из-за простой формы прототипа, короткой базы, родства с Газом 53А и общим местом происхождения автобуса и фирмы-производителя - Юг России.
Почему первой моделью автобуса в России стала именно Кубань? Это какой-то культовый или очень массовый автомобиль? Конечно, нет. Видимо, производитель сделал такой выбор из-за простой формы прототипа, короткой базы, родства с Газом 53А и общим местом происхождения автобуса и фирмы-производителя - Юг России.
Дно Кубани в масштабе 1/43 от Компаньона простое, отлито из серой пластмассы.
Дно Кубани в масштабе 1/43 от Компаньона простое, отлито из серой пластмассы.

Лет 10-15 назад за этими автобусами гонялись, я сам помню как Кубани имели статус раритета. Потом откуда-то взялся новодел, а там и свет увидели "костромские китайцы". Сегодня спросом Компаньон не пользуется, Кубань также ушла в глубокую тень.

Однако, уверен, фанаты настоящих душевных моделей еще живы. Если вы в поиске такой Кубани - напишите в комментариях, я бы хотел продать свою модель в ближайшее время в связи с тем, что планирую приобрести новодел ради интереса и потехи, а две Кубани - мне много.

Читайте также: сравнение раннего и позднего Кавза 3270; обзор Газа 3308 Садко - последняя "новинка" Компаньона.