Найти тему
О Москве нескучно

Водоотводный канал в Москве: зачем его сделали, и нужен ли он сегодня

Оглавление

Когда появился канал, и зачем он потребовался? Почему проложили его именно в этом месте? Что обозначает его название? И какое прозвище дали ему москвичи в 19 веке? А также - как изменились очертания канала в советское время? И выполняет ли сейчас он свою изначальную функцию? Об это и не только расскажу сегодня.

Решим сразу несколько проблем

Водоотводный канал находится в центре города. Он тянется параллельно Москве-реке от памятника Петру I до Шлюзовой набережной. Его ширина на протяжении всей трассы колеблется от 30 до 65 метров, а глубина не превышает двух. Появился канал в конце 18 века, чтобы решить несколько проблем. Во-первых, первопрестольную мучали постоянные наводнения. Во-вторых, в результате одного из потопов, в 1783 году, были повреждены опоры Каменного моста. Обвалились три арки. Несколько человек стали жертвами стихии.

Каменный мост в 1800 году. Картина Ф. Алексеева.
Каменный мост в 1800 году. Картина Ф. Алексеева.

Нужно было проложить своеобразный дублёр Москвы-реки, то есть отвести её русло, чтобы отремонтировать опоры моста. Однако это событие, скорее, стало лишь последней каплей в споре о необходимости строительства Водоотводного канала. Идеи начали предлагать ещё в 1775 году. Тогда французский архитектор Николай Легран и статский советник Пётр Кожин составили подробную карту Москвы. На ней они указали и прообраз канала. Правда по факту их было несколько. Есть два плана Москвы, на которых вид сооружений отличается друг от друга.

Местность, по которой прокладывали Водоотводный канал, являлась низменной. Большая часть пространства была заболочена. Другие территории занимали многочисленные маленькие озёра. Отсюда и пошли потом названия набережных (Болотная, Озерковская), улиц и площадей. Застройки здесь почти никакой не существовало. Так что трасса была свободна для градостроительных экспериментов. Работы начались в 1783 году и закончились в 1786-м.

Канава

Итоговый вариант получился не таким грандиозным, как хотели в 1775 году. Канал вышел всего один. Его ширина стала намного меньше. Хотя если посмотреть на разные карты конца 18 и начала 19 веков, то возникает путаница. Где-то Водоотводный канал изображён одним образом, где-то - совсем другим. В любом случае, на планах Москвы после 1812 года можно увидеть лишь один вариант, похожий на привычный нам.

В начале 1850-х участок между современными Космодамианской и Шлюзовой набережными немного переделали. Появился перешеек, соединивший Москву-реку и Водоотводный канал. Таким образом, место, где сейчас находится Дом Музыки, превратилось в остров. Вновь частью большой суши территория стала только в середине 1930-х годов, когда проводили реконструкцию московских набережных.

Кстати, название "Водоотводный" появилось благодаря функции канала. То есть он буквально отводил воду. Москвичам такое наименование показалось очень длинным и сложным, поэтому в 19 веке они придумали своё - "Канава". Честно говоря, какой-то смысл в таком прозвище имелся. Набережные вдоль канала не были благоустроенными. Почти на всём протяжении пейзажи напоминали небольшую сельскую реку.

Декоративная река

В 1830-х годах с двух концов канала появились плотины. Бабьегородская у Пречистенской набережной и Краснохолмская на востоке. Это позволило начать использовать Водоотводный канал для судоходства. Правда только четыре месяца в году. Обычно с июня по сентябрь. Поэтому все мосты здесь старались делать без опор, чтобы баржи, а также другие суда могли свободно проходить под ними.

В 20 веке регулярное судоходство по Водоотводному каналу прекратилось. В советское время в строй вступили новые гидросооружения. Надобности в Бабьегородской и Краснохолмской плотинах уже не было. Так что их разобрали. С тех пор канал утратил свою главную функцию и остался декоративным украшением города. В середине 1930-х начали реконструкцию московских набережных. Благоустраивали и Водоотводный канал. Требовалось привести его в нормальный вид, а также заменить некоторые старые мосты. В итоге от Канавы ничего не осталось. Отныне это была красивая городская река.

Во время строительства новых Краснохолмских мостов во второй половине 1930-х годов перешеек между каналом и Москвой-рекой засыпали. На его месте проложили участок Садового кольца. С тех пор никаких кардинальных изменений в облике канала не происходило. Единственное, в 1994 году возвели пешеходный Лужков мост. Он соединил Болотную набережную и Лаврушинский переулок. А в 1995-м рядом с конструкцией установили плавающие фонтаны.

В начале нулевых появилась неоднозначная идея строительства под Водоотводным каналом автомобильной парковки. Столичные власти хотели его осушить, сделать помещения для машин и снова заполнить водой. К счастью #история так и осталась на уровне проекта. Сегодня Водоотводный канал - это хорошее место для тихой и неторопливой прогулки вдоль небольшой реки. Также можно прокатиться на речном трамвайчике. И пусть главную функцию канал утратил, без него Москва потеряла бы часть своей индивидуальности.

Водоотводный канал с высоты в районе улицы Балчуг, 2011. Фото отсюда: https://chistoprudov.livejournal.com
Водоотводный канал с высоты в районе улицы Балчуг, 2011. Фото отсюда: https://chistoprudov.livejournal.com

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!