В конце 1950-х годов между КНР и СССР произошёл тяжелый дипломатический конфликт, который позднее привёл к так называемому советско-китайскому расколу и распаду международного коммунистического движения на два лагеря. Пиком конфликта стал вооруженный конфликт на пограничном острове Даманский в 1969 году, в результате которого с советской стороны погибло 58 солдат, с китайской, по разным оценкам, от 100 до 300.
События на Даманском привели к долгоиграющим последствиям. СССР, осудив "авантюристический курс группы Мао Цзэ-Дуна", стал больше смотреть на Запад, заключив Московский договор с ФРГ и начав строительство газопроводов и нефтепроводов в Европу. Китай, в свою очередь, резко сблизился с США: руководство Поднебесной стало видеть в американцах меньшего врага, чем в советской "нео-царской, ревизионисткой империи".
Кажется, в наше время недоверие между двумя странами преодолено, хотя в России многие до сих пор относятся к Китаю настороженно и прекрасно помнят события на Даманском. Но как обстоят дела "по другую сторону Амура"? Что в Китае пишут о конфликте с СССР, произошедшем более чем полвека назад?
Блуждая по китайскому сегменту интернета, я обнаружил интересную статью известного китайского блогера, перевод которой и предлагаю вниманию своих уважаемых читателей.
"15 марта 1969 года первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, министр обороны Гречко и другие находились в Венгрии, в Будапеште, где проходила встреча с главами стран Варшавского договора. Когда встреча закончилась, и Брежнев отправился в свой номер, к нему внезапно постучал Гречко со срочным докладом о событиях на китайско-советской границе. Помимо прочего, министр сообщил генсеку о подбитии новейшего танка Т-62, и угрозе того, что он попадет в руки китайцев.
"Где сейчас этот несчастный танк Т-62", - нахмурившись, спросил Брежнев.
Гречко ответил: "На реке с западной стороны острова Даманский у китайской стороны".
Брежнев со всей строгостью заявил: "Найдите способ оттащить его назад, а если не сможете вернуть, взорвите его, танк не должен попасть в руки китайцев".
Немногим ранее в Пекине премьер Чжоу Эньлай получил похожее сообщение: на нашей территории получил пробоину советский танк Т-62, в результате чего у машины заклинило гусеницу. Премьер Эньлай приказал Сяо Цюаньфу, главнокомандующему линией фронта и заместителю командующего Шаньянским военным округом захватить и доставить в безопасное место парализованный танк. Т-62 имеет высокую военно-исследовательскую ценность, а, кроме того, захват танка будет иметь чрезвычайно важное политическое значение: это будет убедительное доказательство того, что СССР вторгся в нашу страну. После этого Советский Союз не сможет менять местами черное и белое в международном масштабе.
Не забывайте, что танк Т-62 на тот момент был одним из самых совершенных в мире. Он был оснащен мощнейшей 115-мм гладкоствольной пушкой, одной из лучших в то время. У танка была повышенная огневая мощь и отличная бронебойность. Кроме того, в отличие от танка предыдущего поколения, Т-62 был оснащен стабилизатором новой конструкции: ему не нужно было останавливаться при стрельбе. Все это было в диковинку для Китая и наша военная промышленность очень хотела заполучить этот танк для изучения.
Но как такой танк оказался на острове Чжэньбао, который русские называют Даманский? Площадь острова составляет всего лишь 0,74 кв. км. Однако, в 1969 году этот клочок земли привлек к себе внимание всего мира, и многие опасались, что он станет причиной для начала третьей мировой войны.
Остров сокровищ
Проблема китайско-советской границы очень сложная и давняя в силу исторических причин. Тем не менее, остров Чжэньбао всегда контролировался и использовался нашей страной. Много лет назад северная часть территории Чжэньбао была соединена с материковым Китаем, но из-за подъема воды в Уссури, образовался остров.
Когда отношения между Китаем и СССР были дружественными, на острове работали китайские рыбаки, которые свободно проходили и на советскую сторону для ловли рыбы: никто не беспокоился. Однако, после того, как китайско-советские отношения были испорчены, СССР вторгся на территорию Китая. Советские пограничники стали арестовывать наших рыбаков, разбивать наши лодки, провоцировать конфликты, в том числе, вооруженные.
Китай всячески пытался избежать конфликта и проявлял большую сдержанность, используя древний дипломатический принцип нашей страны - "сначала церемонии, потом солдаты". Но злонамеренные провокации со стороны советских пограничников не прекращались, и наши пограничники приготовились к ответным действиям.
В марте 1969 года на острове Чжэньбао еще лежал снег, а река Уссури была покрыта толстым слоем льда. Утром 2 марта китайские пограничники отправили на остров патруль из 30 человек, разделенный на две группы. Первой группой командовал начальник пограничной станции Сунь Юго, второй - командир взвода У Юнгао.
Советские пограничники заметили, что на остров кто-то высадился и немедленно запросили подкрепление. Больше 70 человек на бронетехнике добрались до острова по толстому льду. Советские солдаты пытались окружить наших пограничников с трех сторон.
Сунь Юго приказал членам патруля рассредоточиться, чтобы остановить отряд Советской Армии. Вскоре на острове начался ожесточенный бой.
В этом конфликте Советский Союз потерял больше 60 человек, было уничтожено много единиц бронетехники.
Сразу после начала конфликта Китай отправил Советскому Союзу ноту протеста. Также была усилена группировка войск у острова Чжэньбао: наши власти опасались, что месть со стороны СССР приведет к масштабной войне.
Советский Союз, и правда, направил на остров дополнительные танки и бронетехнику, стараясь отомстить и спровоцировать новые инциденты. Особую угрозу нашим войскам нес танк Т-62.
Китайские пограничники были оснащены старыми советскими артиллерийскими и противотанковыми средствами, и противостоять Т-62 было очень трудно. Единственным эффективным оружием могли быть противотанковые мины, но их было очень трудно закапывать в обледенелую почву.
Тем не менее, вечером 14 марта китайские разведчики высадились на Чжэньбао и установили мощное минное поле в районе Синзянского рукава. Советские танки проходили именно по этому маршруту, но никогда здесь проблем не имели. Это снизило бдительность противника.
15 марта в 3 часа ночи 30 советских разведчиков высадились на остров, чтобы устроить засаду для нашего патруля. Но они не ожидали, что несколько часов назад Китай уже отправил сюда бойцов, скрывшихся в снегу. Мы видели все перемещения советских солдат, сами же оставались незамеченными.
В этот же день на остров прибыла 135-я мотострелковая дивизия Советской Армии, имевшая на вооружении танки Т-62 и тяжелую артиллерию. Девять советских танков начали лобовую атаку с северной стороны, еще три танка пытались прорваться с южной оконечности острова. Но советские солдаты не ожидали, что наша армия давно их ждет. Мы атаковали танки из 75-мм безоткатных орудий и из реактивных установок калибром в 56 мм. Однако, броня танков Т-62 не поддалась нашему огню.
Разозленные советские солдаты погнали технику на огневые позиции наших войск. И угодили прямо на минное поле, установленное нашей армией! Бум! - и левая гусеница танка с бортовым номером 545 была сорвана. Увидев это, остальные танки развернулись и покинули поле боя, но ушли далеко не все: еще несколько танков Т-62 были подбиты. В тот же день Советская Армия устроила массированный артиллерийский обстрел этого района.
На этом атака не закончилась. Больше 100 пехотинцев, танки и бронемашины пытались подобраться к подбитым танкам Т-62, но так и не смогли.
17 марта Советская Армия отправила гусеничные тракторы под прикрытием танков и пехоты, чтобы оттащить обездвиженные танки. Но наша артиллерия расстреляла это соединение, и оно отступило.
В результате танки достались нам, вот только многие из них лежали на дне реки - наступила настоящая весна и, проломив лед, танки ушли под воду. В Китае был создан "Штаб по вытягиванию танков". На Харбинском заводе были построены три огромные тягловые лебедки. В подъеме также участвовали водолазы.
Нам удалось вытащить почти все танки, причем работы проходили под постоянным обстрелом Советской Армии. Т-62 были отправлены в Пекин для проведения тщательного исследования. Советские пограничники беспомощно смотрели, как китайская армия буксирует их танки в безопасное место.
Но даже в этой ситуации СССР не сдался. Советский КГБ получил задание взорвать танки. Для этой задачи был найден предатель - китаец Доу Сянсон, курсант Китайской школы разведки, который долгое время жил в СССР.
4 мая 1969 года Дон Сянсона вызвали в КГБ. Сянсон с готовностью согласился навредить Китаю. В КГБ ему пообещали подарить дом в Москве и устроить женитьбу на советской красавице.
8 мая 1969 года советские пограничники незаметно переправили Дон Сянсона на китайскую территорию на патрульном катере. В рюкзаке Сянсон нёс фугасно-зажигательные бомбы.
Однако, местные жители были очень бдительны из-за вероятной китайско-советской войны, и вскоре Дон Сянсона разоблачили. Предателя арестовали и в сентябре 1969 года казнили".
Вот так в Китае пишут о трагическом событии нашей общей истории. В целом, конфликт на острове Даманский в Поднебесной оценивают достаточно спокойно, без лишних эмоций, однако все факты трактуют исключительно в свою пользу, выставляя СССР агрессором.
В современной обстановке, когда Запад пытается изолировать Россию, Китай называют чуть ли не единственным нашим другом и союзником. Представляется, что это не так. КНР, как обычно, будет вести свою игру и учитывать только свои собственные интересы. Однако, вряд ли это кого-то удивит. Со времен Александра III мало что изменилось, и у России по-прежнему есть только два союзника - ее армия и флот.
Впрочем, этого вполне достаточно.
Подписывайтесь на мой канал!
Лайки помогают развитию канала!