Найти в Дзене

"Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант..." Или о превратностях стульев, сюртуков и песен в современном мире

Этой статьёй открывается новая серия публикаций на канале “Земля на Ять” - “Неразрешимые вопросы бытия”. Если у вас будут какие-то “задумки” на эту тему неразрешимых и "нерушимых" вопросов и проблем к рассмотрению и обсуждению - добро пожаловать в комментарии - предлагайте! Маааленький вопросик Ну а я пока поставлю тут всего один маленький вопросик почему я водовоз. Может быть, хоть кто-то даст мне на него адекватный и объективный ответ. Сам я вот никак не могу справится. Ну не тяну вот, так сказать. Былое Когда-то давно, ещё в прошлой "цифровой" жизни, когда у меня было на платформе “Мир Тесен” до её развала после 2008 года из-за того самого в Одной Далёкой Стране, чуть более 120000 подписчиков, и относительно популярный блог на лайфджорнал, я однажды серьёзно и надолго виртуально столкнулся-схлестнулся с противниками "пиратства" в цифровой сфере. Тогда, во времена оны, как вы, возможно, помните, "пиратство" активно процветало, и не только в России, как принято думать. Почему я беру
Оглавление

Этой статьёй открывается новая серия публикаций на канале “Земля на Ять” - “Неразрешимые вопросы бытия”. Если у вас будут какие-то “задумки” на эту тему неразрешимых и "нерушимых" вопросов и проблем к рассмотрению и обсуждению - добро пожаловать в комментарии - предлагайте!

Маааленький вопросик

Ну а я пока поставлю тут всего один маленький вопросик почему я водовоз. Может быть, хоть кто-то даст мне на него адекватный и объективный ответ. Сам я вот никак не могу справится. Ну не тяну вот, так сказать.

Былое

Когда-то давно, ещё в прошлой "цифровой" жизни, когда у меня было на платформе “Мир Тесен” до её развала после 2008 года из-за того самого в Одной Далёкой Стране, чуть более 120000 подписчиков, и относительно популярный блог на лайфджорнал, я однажды серьёзно и надолго виртуально столкнулся-схлестнулся с противниками "пиратства" в цифровой сфере.

Тогда, во времена оны, как вы, возможно, помните, "пиратство" активно процветало, и не только в России, как принято думать. Почему я беру это слово постоянно в кавычки, вы, возможно, поймёте позже. Ну, а если не поймёте - спросите меня об этом в комментариях. Отвечу, как на духу.

Были тогда популярные сайты, целые движения за рубежом, да и у нас, выступавшие за свободное распространение любой информации и интеллектуальной собственности. Без оплаты. Без "роялти" и вот этого вот всего - капиталистических товарно-денежных отношений.

Не буду сейчас углубляться в те дебри. Скажу одно - анти-”пираты” были полностью разгромлены и "посрамлены". Не без участия моих же подписчиков. Казалось бы - победа! Но как раз, к сожалению, с тем самым привкусом, что из соответствующего анекдота… Про необычный вкус победы и тёмное страшное го..о нечто из тёмного страшного леса, которое было успешно “побеждено”. Но от победы остался странный привкус...

Наши дни

Казалось бы, всё то дела давно минувших и забытых дней. Оплата всего и вся, буквально за любой чих, всё активнее и активнее проникает в нашу жизнь и в сознание самых широких слоёв населения. А что - заплатил, и, как говорилось в своё время по поводу налогов - спи спокойно!

Да и по красоте же вроде как - всё тебе якобы есть. Удобно - в одном месте. И новинки, и “старинки”. Правда, за многие новинки надо постоянно что-то доплачивать. И неслабо так себе. Хотя вроде бы и тариф пропагандировался и рекламировался как “всё включено”. Но, как часто бывает, "всё включено", да далеко не всё.

Вон, посмотрите, как это "всё включено" расползлось так активно в 2022 году по всем курортам России. Даже и "ультра всё включено" присутствует! А как "копнёшь" - одни слова, а всё почитай и "выключено". Ну да ладно, не о хитрых владельцах гостиниц на всяких побережьях российских речь сегодня.

Но так ведь во всём! Не только в музыке или фильмах, например. Везде. А скоро - и всегда и для всех, видимо. Но как-то приближение этого будущего для мира… Напрягает, как минимум. Меня - уж точно. Потому что если призадуматься, и экстраполировать существующие тенденции в будущее, даже очень совсем и недалёкое, то становится очень себе кисло.

А почему я всё это пишу? Тут я снова недавно по случаю снова виртуально столкнулся с очередными ярыми сторонниками соблюдения “авторских прав” и и жёстких мер по отношению к тем, кто их не соблюдает и соблюдать не хочет. В том числе, из принципа.

Что в авторстве тебе моём?

Разговор зашёл об авторских правах на музыкальные произведения. В очередной раз буквально чуть ли с “пеной у рта” некие защитники прав обездоленных музыкантов и авторов рассказывали о том, что вот же ведь, это творческие люди, они старались, писали тексты, музыку, записывали это всё на студии, вкладывались и душой и телом, и даже деньгами, как же без них. И тратились.

И потому - вы им, и не только им, а даже и их прямым и даже “кривым” и отдалённым родственникам, по gроб жизни должны, это всего лишь пословица такая, а не трагический контент, это я для алгоритма Дзена и толокеров ремарочку вставлю.

Должны вы заплатить, к примеру, за каждое прослушивание песен того самого чёрно-белого любителя маленьких детей из очень далёкой от нас страны родственничкам его, уже упокоённого и ныне не здравствующего.

А почему должны? Да вот потому - потому что в мире сегодня, совсем недавно правда, в историческом масштабе, установлены вот такие правила. Есть особо “одарённые” во многих смыслах люди и их “приспешники”-менеджеры да директора и прочие “прилипалы”, и родственники.

Которым, чтобы они не сделали, песенку вот создали да напели и выпустили в свет, им весь мир должен платить и платить постоянно. Каждый раз, как только вы или кто-то эту песенку услышал. Ещё раз, обратите внимание - даже не захотел услышать-послушать! А просто - услышал. Негаданно-нечаянно для себя. Плевать - плати.

И вспомнилась мне одна песня отечественная. Нравится она мне. Классная такая. "Музыкант" называется. Строчка из неё - в заголовке как раз. Если не слышали - послушайте (не реклама, конечно же). Вдруг и вам - зайдёт. Западёт в душу и сердце.

Но вспомнил ее я не только потому, что нравится она мне. Как и сотни и тысячи других песен. Больно уж показательная она вышла в разрезе того дискурса, который мы рассматриваем.

Итак, имеем три сущности: сама песня, стул и сюртук.

Отстранимся полностью от людей. Пока. Ненадолго. Только вещественный мир!

За каждое прослушивание песни, по мнению продвинутого западного цивилизованного местами сообщества, вы обязаны заплатить.

За каждое использование стула вы платить не обязаны. Хоть вы его купили себе в пользование. Хоть это стул - чужой, купленный кем-то в своё время, но - не вами.

За каждое использование сюртука вы не должны ничего и никому, если сюртук - в вашей собственности, куплен ранее именно вами. Или - для вас. Если же он - чужой, то вы также обязаны заплатить аренду за каждое его использование.

Простота хуже воровства

Представим для простоты рассуждений следующее: у каждого предмета всего один автор. У песни - музыкант, он же автор текста и музыки и исполнитель. У стула - один плотник, который его собственноручно сделал от и до. И у сюртука - одна швея, которая его собственноручно от и до сшила.

Вот у меня и возникает вопрос: почему это так всё в этой части жизни в современном мире устроено, что, даже если вы однажды купили какую-то песню, или книгу, или ещё что “интеллектуально-творческое”, вы всё равно за каждое прослушивание или использование таких “продуктов” обязаны платить. И снова и снова - платить. И даже если вы не платите напрямую, косвенно всё равно вам это включат в меню и в ценник.

А при каждом использование стула или оплаченного вами однажды сюртука - платить вы не обязаны.

Подвох

В чём тут “подвох”? Объясните мне, бестолковому.

Заранее благодарю. Позвольте за сим раскланяться и покинуть вас.

Мирного неба нам всем над головой и крепкого здоровья - единственных двух сущностей, которые от нас не зависят на сто процентов.

Если есть что сказать по сути вопроса - милости прошу в комментарии.

-2