Давненько не писала сравнительных отзывов. Вот и начну. А материалом послужат фильмы, снятые по детективной пьесе "Телефонный звонок", которую я, конечно же, не читала. Тут будут творение великого и ужасного мастера, советский декаданс и мой вечный раздражитель - Майкл Дуглас в паре с женщиной, моложе лет на ...дцать.
Сама изначальная история проста, но тем и хороша. Тони Вендис, бывший теннисист, а ныне слегка альфонсирующий муж богатой красивой женщины, узнал,что супруга ему изменяет. Да и задумался, а вдруг она решит уйти и уведет за собой все капиталы. А он уже слишком привык жить хорошо. В результате раздумий пришел к решению убить жену чужими руками. Но, как всегда, дьявол крылся в деталях.
1. "В случае убийства набирайте М"
Фильма Альфреда Хичкока. По-британски чопорный, но с внезапными проблесками фирменного саспенса. Все красиво, изящно, во всем хороший вкус, прилизанных мужчин в костюмах почти невозможно отличить друг от друга. Главный герой - явный маньяк, скрывающийся под маской абсолютного самообладания и хороших манер. Смотреть стоит во многом ради восхитительной Грейс Келли, смешного(но умного!) полицейского и хорошо переданного сюжета.
2. "Ошибка Тони Вендиса"
Советский фильм. А значит, что? Правильно, всеми силами обличаем злой капитализм! Действие перенесено в Америку (там капиталисты злее). Смешной, но умный полицейский превратился в мрачного частного детектива. Ведь "полиция работает, только когда надо бить чернокожих"(с). Главный герой в исполнении великолепного Игоря Костолевского - циничный красавчик, с великолепной лёгкостью интонации произносящий речи в духе: "Все продается и покупается, меня продавали и покупали, только платят все меньше". Словом, этакое олицетворение капитализма - бездушие и гниль в шикарном фантике. Убийцу-исполнителя играет Александр Филиппенко, приносящий в фильм свои обязательные зловещие нотки. Такое впечатление, что его даже не надо подкупать и запугивать - он сам, в общем-то, всегда не против кого-нибудь убить. Сцена с этим дуэтом действительно очень хороша. Остальные герои -жена и любовник - настолько невыразительны, что даже говорить о них нечего. Впрочем, есть один любопытный момент. Любовник тут не любовник, а безупречный рыцарь, любящий на расстоянии. Видимо, изменяющая женщина не может рассчитывать на сочувствие высоконравственных зрителей. Все выдержано в холодных и тревожных красно-сине-зеленых тонах (привет "Таксисту"). Саундтрек состоит сплошь из "Пинк Флойда", что, конечно, идёт фильму на пользу. Получилось что-то экспериментальное, неровное, местами смешное, но интересное. Авторы будто громко кричат: "Капитализм -плохо!" и затем тихо шепчут: "Но притягательно"...
3. "Идеальное убийство"
Фильм настолько отошёл от первоисточника, что даже сравнивать нет смысла. Впрочем, какие-то общие моменты остались. Майкл Дуглас играет не спортсмена, но бизнесмена. Его герой уже не маньяк и не самовлюбленный жиголо, а подлинный социопат. Жену играет Гвинет Пэлтроу -наследница Грейс Келли по части холодной аристократичной красоты. Так как актриса она хорошая, то очень достоверно передает ощущение затравленности и тревожности рядом с мужем. Вот, вроде, все хорошо, а почему-то постоянно плохо. Современный зритель, "прошаренный" в теме токсичных отношений, очень хорошо понимает, почему. Вообще фильм больше сосредоточен именно на героине Пэлтроу. В нем убрали "лишнее звено": муж обращается за убийством жены сразу к ее любовнику(молодой и красивый Виго Мортенсен). Поэтому очень жаль героиню: одни мерзавцы вокруг. Впрочем, хорошим оказывается инспектор полиции в исполнении нашего любимого Пуаро - Дэвида Суше, но на сюжет он влияет слабо. А мораль фильма внезапно - не доверяйте мужчинам и учите иностранные языки.
Не буду говорить, какая экранизация лучше. Все по-своему хороши и интересны.
#детективный фильм
#хичкок
#советское кино