В столице завершилась первая Московская неделя моды. Мероприятие получилось грандиозное: представить свои работы приехали более 900 дизайнеров из всех уголков нашей страны. А насыщенная деловая программа мероприятия в очередной раз продемонстрировала тот факт, что отечественная модная индустрия готова к бурному развитию даже в нынешних сложных экономических условиях.
«Наверное, у кого-то может возникнуть вопрос: до моды ли нам сегодня? Нет ли у Москвы более серьёзных и насущных задач? Но в действительности мода – это вовсе не милая забава для обеспеченных людей. Это огромная индустрия, в которой заняты порядка 40 тыс. москвичей. В прошлом году они произвели продукции на 174 млрд рублей», – написал мэр Москвы Сергей Собянин в своём блоге.
Градоначальник также напомнил, что столица является крупнейшим рынком одежды и обуви, на который приходится до 30% всех продаж в стране.
Более того, Москва сегодня является ещё и центром глобальной модной индустрии. Достаточно сказать, что в 2021 году наш город занял девятое место в Global Fashion & Luxury Cities (Глобальный рейтинг модных городов).
Мода на импортозамещение
Первая Московская неделя моды, проходившая с 20 по 26 июня на 39 различных площадках, получилась событием действительно знаковым. Дизайнеры не только представили свои новые коллекции, но также обсудили открывающиеся возможности по развитию модной индустрии и увеличению своего присутствия на рынке.
«Уход многих зарубежных брендов с российского рынка помог нашим производителям одежды выйти на новый уровень – они стали получать больше заказов и увеличили своё производство, – заявил глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин. – Некоторым из них даже удалось повысить свои продажи на 100%, что не может не радовать. Конечно, есть проблемы с поставками ресурсов, но мы регулярно проводим встречи с представителями брендов, решаем эти проблемы вместе и стремимся наладить полный цикл собственного производства одежды».
Основной площадкой Московской недели моды стал подземный паркинг концертного зала «Зарядье» – именно здесь состоялось открытие, а также прошли самые интересные показы. Другими площадками выступили ГУМ, Гостиный двор и ВДНХ.
В «Технограде» на ВДНХ прошёл также Фестиваль детской моды и стиля, где было представлено 25 коллекций детской одежды российских брендов.
По словам участников Московской недели моды, развитию модной индустрии сегодня немало способствует поддержка городских властей. «Такие мероприятия помогают обмениваться опытов в профессиональном сообществе и получать обратную связь, – поделилась столичный дизайнер Елена Карнаухова, которая открывала Московскую неделю моды показом своей зимней коллекции «Всё лучшее сразу». – Я выпускаю одежду с 2009 года и уверена, что все российские дизайнеры сейчас получили «второе дыхание».
Новые возможности
Сегодня в столице приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнеса. Предприятия лёгкой промышленности и модной индустрии также могут рассчитывать на помощь города. Поддержка оказывается по двум базовым направлениям.
Первое: правительство Москвы учредило несколько видов грантов и субсидий для производителей одежды, обуви, тканей, аксессуаров и т.п. Так, город компенсирует до 50% затрат на покупку или лизинг отечественного оборудования и до 35% затрат – на оборудование импортное. Объёмы софинансирования затрат на обучение сотрудников могут доходить до 95%.
Второе: немонетарное направление поддержки, а именно – открытие Биржи контрактного производства, функционирующей на базе Московского инновационного кластера (https://i.moscow/). Сегодня на платформе аккредитованы более 310 фабрик из разных регионов России. Дизайнеры, не располагающие собственными производствами, могут разместить на бирже заказы на пошив модных коллекций. Сервис удобен ещё и тем, что на бирже можно размещать небольшие заказы, то есть попробовать работать с фабриками в тестовом режиме, чтобы выбрать наилучшего подрядчика. Регистрация на платформе для фабрик и дизайнеров бесплатная.
На сегодня через биржу было заключено уже 335 сделок на сумму более 145 млн рублей.
«Отечественная модная индустрия достаточно развитая и зрелая, чтобы своими силами заместить ушедшие бренды западных стран. Но ей надо помочь. И правительство Москвы делает максимум возможного для создания комфортных условий развития этой важнейшей индустрии», – заключил Сергей Собянин.