Найти тему

Малоизвестные факты о Китайгородской стене

Пару слов о самой стене. Ее строительство проходило в правление Елены Глинской, матери Ивана IV, в 1535-1538 годы. Руководил строительством Петрок Малый. Стена длиной 2,5 км от Угловой Арсенальной до Беклемишевской башни. Китайгородская стена была мощнейшим фортификационным укреплением. При этом ее брали только дважды: в 1571 году крымские татары во главе с ханом Девлет Гиреем, и в 1612 году стену штурмовало второе ополчение во главе с Мининым и Пожарским для освобождения Кремля от поляков.

Сколько всего было ворот при строительстве стены?
Изначально было заложено четыре башни с поворотными воротами:
Сретенские (Владимирские, Никольские), Троицкие (В 1680 году над воротами был надстроен шатровый верх и они были переименованы в Ильинские), Всехсвятские (старое наименование ворот было связано с расположенной рядом церковью Всех Святых, новое — с храмом Варвары Великомученицы, построенным в конце 18 века), Косьмодемьянские (в них выходили с улицы Великой в Зарядье, названы по храму, расположенному рядом с воротами). А еще были построены двух арочные ворота практически напротив друг друга: Неглинские (Львиные, на их месте в 1680 году были построены Воскресенские ворота) и Москворецкие (Спасские, Водяные, на Москворецкой улице от которой сейчас осталось только название. Она проходит вдоль Москворецкого моста).

Что значит поворотные ворота? Это значит, что въезд в башню расположен был сбоку, а чтобы выехать из башни, необходимо было повернуть примерно на 90 градусов.

Вараварские ворота. Видно проезд сбоку башни.
Вараварские ворота. Видно проезд сбоку башни.

Именно из-за неудобства проезда после потери стеной оборонного назначения, были построены проломные ворота.

Оставшиеся участки стены Китай-города:
- на задворках гостиницы Метрополь от Театральной площади до Театрального проезда сохранились участок стены и единственная оставшаяся башня:

-3

- белокаменное основание Варварской башни Китайгородской стены:

Выход 14 со станции метро "Китай-город"
Выход 14 со станции метро "Китай-город"

- частично оставшаяся, а затем в 1968-1970 годы частично построенная стена примерно до Космодемьянских ворот в Китайгородском проезде:

Виден участок, построенный заново.
Виден участок, построенный заново.

Кроме этих старых фрагментов, остались ворота, построенные братьями Третьяковыми в 1871 году. Проходя через эти ворота на Никольскую улицу, вы идете по единственной в Москве улице, построенной на частные деньги. Это Третьяковский проезд. Братья Третьяковы построили не только проезд, но и возвели там торговую галерею из модных магазинов. В советское время магазины закрыли и вселили в них различные конторы. В конце 20 века проезд закрыли на реконструкцию. После реконструкции проезд стал пешеходным, и магазины вернулись. Сегодня традиции улицы дорогих магазинов продолжается.

Сегодня любой человек может прогуляться по восстановленной части стены, расположенной в Китайгородском проезде (вход на стену со стороны парка Зарядье). Очень похоже на прогулку по стене Нижегородского Кремля.

Подробнее про Китайгородскую стену можно прочитать здесь.

Хорошей прогулки! И до скорой встречи!