На протяжении долгих лет членом технической команды Queen был Крис («Кристалл») Тейлор, который отвечал за барабанную установку Роджера Тейлора. В 2019 году он дал обширное интервью японскому музыкальному журналу «Music Life», где рассказал о своем сотрудничестве с группой. Это продолжение интервью, первую часть которого можно найти по ссылке. Приятного прочтения.
Music Life:«Недавно я видел фотографию, предположительно конца 70-х годов, с желтым барабаном Rogers XP8. Использовался ли он в какой-то записи?»
Кристалл: «Однажды Роджер звонит мне и говорит: «Иди и купи мне барабан, но только не "Ludwig"!», и я купил. Почти уверен, что это был 24-дюймовый бас-барабан. Но он был не желтым, а такого ужасного розово-кораллового цвета. Для записи альбома "Jazz" мы впервые отправились в Mountain Studios в Монтре, и тогда же, вероятно, был куплен этот барабан. В то время у нас были студии в Швейцарии и Франции, поэтому нам требовалось много оборудования. Но в записи мы его так и не использовали».
Music Life:«Чья была идея поместить лицо Роджера на лицевую сторону барабана?»
Кристалл: «Это тоже идея Роджера. Такая мысль ему пришла в голову, когда он читал книгу с похожей обложкой. Тогда мы решили использовать эту обложку книги и обратились за получением соответствующих прав, но сумма, которую они предложили, была просто нереальной. Поэтому я выбрал подходящую фотографию Роджера и распечатал её. Таким образом, в те годы мы с Роджером работали вместе.
И ещё раз подчеркну: Я был личным помощником, менеджером, координатором, а не роуди/барабанщиком. Вот почему я ездил с ним в турне, но не собирал ударные установки. Тем не менее сеансы записи проходили по-разному, и я собирал наборы для них».
Music Life: «Во время "Live Aid" вы сидели между Дэвидом Боуи и Роджером, позади принца Чарльза и принцессы Дианы. Пожалуйста, расскажите нам о своих воспоминаниях того времени».
Кристалл: «Это были хорошие места! В тот день всем артистам было предоставлено право занять места рядом с королевской семьей. Джон и Фредди отказались, сославшись на то, что не хотят без дела сидеть весь день. Тогда за мной приехал лимузин, на котором я поехал за Роджером и Брайаном. Это было в 10:30 утра. А в 11:00 мы встретились с членами королевской семьи и получили наши билеты на зарезервированные места. Конечно, я знал, что принцы и принцессы будут сидеть в королевской ложе, но я не знал точно, где это будет. Затем Энди, мой друг, который работал на промоутера Харви Голдсмита, говорит мне: "Я нашел для вас потрясающие места". Дэвид Боуи, Роджер, Брайан и я совсем не беспокоились о том, кто может сидеть перед нами, и мы просто болтали, когда вдруг заиграла музыка "God Save the Queen". Тогда перед нами неожиданно появились принц Чарльз и принцесса Диана. Играл наш национальный гимн, поэтому я встал и, бросив взгляд на сцену, увидел на огромном экране свою 30-футовую версию! "Весь мир смотрит на меня", – с наслаждением подумал я. А уже на следующий день во всех газетах была моя фотография! Потрясающе!» (Смеется).
Music Life:«Во время тура "Magic" 1986 года вы стали использовать барабаны "Yamaha". Роджер же не раз говорил в интервью, что его не интересуют барабаны японского производства. Почему он передумал? Это не из-за того, что Брайан использовал синтезатор Yamaha DX7?»
Кристалл: «Это никак не связано с синтезатором. Может быть, Роджер просто захотел перемен?»
Music Life:«По словам Роджера, он всегда ездит в тур с двумя одинаковыми наборами барабанов. Сюда входит SDS-V?» (барабанный синтезатор. – Прим. пер.)
Кристалл: «Он так сказал? Я в это не верю. Как я уже говорил, у нас был запасной бас-барабан, ещё один малый барабан и педали. Роджер определенно преувеличивает!» (Смеется)
Music Life:«Я давно интересовался вопросом, пользуется ли Роджер услугами стилиста. Он всегда так модно одевается, поэтому рискну предположить, что с 1976 года он сам выбирает себе сценические наряды. Я прав? Кто-нибудь подбирал наряды для Роджера и остальных из Queen?»
Кристалл: «Это полностью соответствовало их вкусам, и они сами выбирали и покупали одежду».
Music Life:«Были ли у группы стилисты и визажисты, которые ездили с ними в турне?»
Кристалл: «Был человек, который отвечал за гардероб. Он всегда ездил с ними в туры. Для них всегда было важно, чтобы их вещи были чистыми и аккуратно выглаженными. Но макияж они обычно наносили сами».
Music Life:«После этого турне они, к сожалению, больше не гастролировали. Тем не менее в клипах я заметил, что Роджер вновь стал использовать установки "Ludwig". Почему? Может быть, этот комплект предназначался только для музыкальных клипов?»
Кристалл: «Этот комплект появился после того, как я вышел на пенсию. Так что я не имею к нему никакого отношения».
Music Life:«После прекращения гастролей у Роджера появилось больше возможностей для сольной работы. Вы также помогали ему в те времена?»
Кристалл: «Только во время "Fun in Space", "Strange Frontier" (первый и второй сольные альбомы Роджера Тейлора. – Прим. пер.) и "Shove it" The Cross (первый альбом группы The Cross, сформированной Тейлором. – Прим. пер.). Все они были сделаны в ненавистной мне студии "Mountain" в Швейцарии. В записи участвовали мы трое: Роджер, Дэвид Ричардс и я. Мне было очень скучно, и катание на лыжах было единственным, чем там можно было заниматься. Ну, и выпивка, да (Смеется). Роджер также продюсировал Джимми Нейла, Фергала Шарки, Мела Смита и других. Мы всегда были командой. Очень хорошей командой…»
Music Life:«Почему вы решили покинуть Queen?»
Кристалл: «Я знал, что Фредди болен и что они больше не будут гастролировать. Я гастролировал более 20 лет, поэтому решил, что это самое подходящее время, чтобы уйти. Я не хочу вдаваться в истинные причины, но мне казалось, что членам Queen скоро будет нечего делать. Если у меня вдруг появится шанс написать книгу, я подробно расскажу об этом».
Music Life:«Были ли вы довольны условиями, что вам предлагали в Queen?»
Кристалл: «Очень доволен! Платили очень неплохо, и, самое главное, все участники группы относились ко мне хорошо. Я никогда не просил о повышении зарплаты и не думал, что рабочая нагрузка не соответствует моему жалованью. Мне разрешили брать Range Rover, принадлежавший Queen, когда у меня не было автомобиля. В течение 4 лет я встречался с девушкой из Лос-Анджелеса, и я мог навещать её в любое удобное время. Кроме того, Роджер разрешал мне пользоваться его домом и машиной. Когда я был в Нью-Йорке, Фредди позволял мне жить в его квартире. Я был счастлив работать с ними».
Music Life:«При просмотре фильма "Bohemian Rhapsody" вы замечали какие-то неточности с оборудованием?»
Кристалл: «Я ненавижу этот фильм. Они просто собрались вместе и создали группу под названием Queen, потом каким-то волшебным образом попали на "Live Aid" и так далее. Всё это неправда. Вы действительно думаете, что они не играли два года до "Live Aid"? Разве они не играли за пять недель до этого в Японии? Ещё раньше было турне по Австралии. Думаю, что Рами Малек не заслуживает "Оскара". Я не хочу говорить плохо о Рами, но в этой роли он совсем не показал непосредственность Фредди. Создатели изобразили Фредди грустным, несчастным и одиноким человеком. Настоящий Фредди был полной тому противоположностью. Сцена записи "We Will Rock You", где жены топают ногами и хлопают в ладоши, выглядит очень плохой шуткой. В действительности это сделала дорожная команда с группой. Мне до сих пор приятно вспоминать об этом. Хотите узнать больше? Что ж, если вы выпустите соответствующую статью в "Music Life", я расскажу вам об этом!»
Music Life:«Хорошо, будем иметь это в виду. Теперь меня сильно разочаровывает дизайн современной установки Роджера. Не хотите дать ему совет, как можно было бы её улучшить?»
Кристалл: «Эм, неет!»
Music Life: «Вероятно, за долгие годы у вас осталось множество воспоминаний, связанных с Японией. Можете рассказать что-нибудь?»
Кристалл: «У меня так много воспоминаний о Японии! И все они замечательные. Впервые я приехал к вам в 1976 году и был потрясен вашей удивительной культурой. Здесь было полно вещей, которых я раньше никогда не видел. Здания, рекламные щиты и еда. Я никогда не пользовался палочками во время еды, и это было очень интересно. Я действительно хотел научиться ими пользоваться. Каждый человек, которого я здесь встречал, был невероятно вежлив. Я также видел множество известных японских достопримечательностей. Думаю, что такого количества удивительных вещей, зданий нет ни в одной стране мира. Я был просто поражен вашими храмами и замками – это нечто совершенно уникальное. Конечно, не обошлось и без покупок. В частности, я пристрастился к "Walkman" (торговая марка компании Sony, под которой продаются портативные аудиоплееры. – Прим. пер.) и цифровым часам. Кроме того, я купил всё аксессуары для фотоаппаратов Nikon! Они очень просты в обращении. Думаю, что если бы команда осталась в Японии дольше, то все бы мы просто разорились. Некоторые покупали кимоно для своих подружек. Концерты всегда проходили замечательно. Лучшими фанатами Queen были голландцы и японцы, и этот факт никогда не изменится. Во время первого японского тура мы играли дважды в день, причем первое шоу было в 2 часа дня. Как бы вы хотели, чтобы мы зажгли в это время суток? Следующий концерт был в 6 вечера. В 9 мы обычно заканчивали и направлялись в "Byblos" (ночной клуб в Токио). Иногда мы ходили в "Lexington Queen" (ещё один ночной клуб). Японская дорожная команда всегда была великолепна. Они сами укладывали оборудование в чемоданы, а потом загружали это в грузовик! Лучше я остановлюсь на этом, иначе мне будет нечего рассказать в своей книге!» (Смеется)
Music Life:«Назовите один из самых замечательных моментов с Queen»
Кристалл: «Вероятно, когда я согласился присоединиться к ним. Потому что здесь я встретил замечательных друзей и команду, а также четырех прекрасных музыкантов. Это было потрясающее время».
Music Life:«Не хотите обратиться к японским поклонникам Queen?»
Кристалл: «Обычно я не говорю за других людей. Но это очень хорошая возможность, поэтому сегодня я хотел бы выступить от имени Фредди Меркьюри, Роджера Тейлора, Джона Дикона, Брайана Мэя и всех членов дорожной команды. Все, абсолютно все мы любили Японию. Независимо от тура, нас прекрасно встречали здесь. Я обожаю Японию, японских друзей, которых я знаю очень много лет. Большое вам спасибо за доброту».
Music Life:«Спасибо, что уделили нам свое время».
Кристалл: «Спасибо, что предоставили мне такую возможность. Мне было трудно отвечать на некоторые вопросы, но это было очень веселое и прекрасное интервью. Большое спасибо».