Война, как и судьба, довольно переменчива. Сегодня солдат думает о скорой победе, возвращении на родину, лаврах победителя, а завтра он с позором отступает, думая уже не о военной чести, а о том, как бы спасти свою жизнь. И история знает немало примеров, когда без пяти минут победители внезапно превращались в побеждённых – взять, хотя бы, того же Наполеона, который уже грезил себя императором половины Земли, а оказался в позорной ссылке на острове Святой Елены.
Гитлер, как человек, который по образу ведения внешней политики сильно напоминал своего французского предшественника, тоже очень быстро прошёл этот путь, как и его некогда непобедимая армия.
Операция «Багратион».
Когда после операции по освобождению Белоруссии в 1944 году стало понятно, что гитлеровцам никогда не восстановить свою военную мощь до прошлых объёмов, в плен попало несколько десятков тысяч немцев – операция «Багратион» была весьма и весьма успешна, поскольку заставила немцев бросить все силы на войну с СССР, отодвинув на второй план западный фронт.
Парад побеждённых.
Семнадцатого июля 1944 года был проведён уникальный парад побеждённых – марш немецких военнопленных, который занял около трёх часов. В нём приняли участие не только нижние армейские чины, но и девятнадцать немецких генералов. «Коробками» по шестьсот человек фашисты прошли по центральным улицам Москвы, многие были при погонах, орденах, полном обмундировании. Впоследствии многие участники, которым удалось вернуться на родину, вспоминали об этих событиях.
Воспоминания немцев.
Ефрейтор Хоффман говорил, что участникам более запомнился даже не позор, с которым их провели по советской столице, а тот шанс, который им выпал – остаться в живых, пусть через время, но вернуться домой. Что касается высших военных чинов, то генерал-лейтенант Бамлер после марша и плена вернулся на родину, где стал сотрудничать со спецслужбами ГДР – он стал борцом с фашизмом, некогда придерживаясь его идей. Его судьба как человека, так и солдата, оказалась очень переменчива.
Генерал Мюллер.
Ещё один генерал – Мюллер, тоже содействовал социалистической Германии и подтвердил своё генеральское звание и там тоже. Вплоть до середины пятидесятых он руководил подразделениями народной полиции, а дальше вообще занял два ключевых поста в оборонном ведомстве и Генеральном штабе. Вёл он и партийную деятельность – возглавлял партию, в которой преимущественно состояли рядовые солдаты вермахта. Возможно, именно из-за такой деятельности он вышел в отставку в 1958 году, попал в психиатрическую клинику, а после выхода из неё вообще выбросился из окна собственного дома.
Генерала фон Шмидт.
Удачно сложилась судьба генерала фон Шмидта, который после трёхмесячного пребывания в лагерях был оправдан австрийскими властями, которым его выдали. Выяснилось что он, как офицер-сапёр, не совершал военных преступлений. Однако о его жизни после плена почти ничего не известно. Остальные шестнадцать генералов понесли ответственность за преступления во время войны – им дали по 25 лет, однако позже освободили раньше срока.
Так сложились судьбы пленённых офицеров из группы «Центр». Все жили по-разному, но общим у них было одно – пленение однозначно спасло военных от неминуемой смерти. Кто-то из них умрёт, не выдержав тягот плена, кто-то погибнет по другим причинам, однако у них не отнять того, что им было подарено судьбой – шанс спастись. Воспользоваться им удалось не многим.