Перед началом новой эры произошло реальное астрономическое событие, которое можно подтвердить математически. 17 декабря 1603 года сочетались две великие планеты Юпитер и Сатурн в зодиаковом знаке Рыб, в видном треугольнике. Весною того же года они соединились в огненном треугольнике у Марса. В сентябре 1604 года у подножия Змееносца, между Марсом и Сатурном, появилась звезда первой величины, которая, сияя в течение целого года, начала постепенно меркнуть в марте 1606 года и, наконец, исчезла. Первым заметил ее Бруновский, ученик великого астронома Кеплера, и, по описанию его, она сверкала разноцветными огнями подобно бриллианту, ни в коем случае не была туманным пятном и не походила на комету.
Эти замечательные явления обратили на себя внимание Кеплера, который решил исследовать, не происходило ли нечто подобное около времени Рождества Христова. Юпитер и Сатурн сочетаются в одном треугольнике каждые двадцать лет, но в каждые двести лет они переходят в другой треугольник и там опять соединяются, только пройдя весь зодиак, по истечении 794 лет, 4 месяцев и 12 дней. Вычисляя назад, Кеплер открыл, что то же самое сочетание Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб происходило не менее трех раз в 743 году от основания Рима и что весной 748 года к ним присоединился Марс.
Сближение в созвездии Рыб двух крупнейших планет солнечной системы в 7 году до н. э. образовало одну очень яркую звезду. 29 июля 7 года до н. э., в период все еще максимального сближения Юпитера и Сатурна, произошло также максимальное сближение солнца и звезды Регул. В этот же день самая яркая звезда Сириус, по которой вели свое летоисчисление египтяне и персидские маги, впервые появляется на рассвете. В Египте важнейшей датой в году был символический день рождения бога Гора во время солнечного восхода Сириуса. Перед самым рассветом появляется эта ярчайшая (после Венеры, коя является планетой) звезда и остается видимой несколько минут до восхода солнца.
29 июля 7 года до н. э. солнце взошло в соединении с Регулом — красной звездой-гигантом в созвездии Льва, получившей название «малого царя», а еще — Сердце Льва. У египтян красный свет зари символизировал кровь богини Исиды, отходившую при рождении ее сына. Бледный свет души Исиды — Сириуса быстро затмевался солнцем — ее сыном. После своего рождения светило становится соколом, Богом-Сыном, Ра-Характе или Гором.
Юпитер воспринимался магами как царская планета и воплощение зороастрийского доброго бога Ахурамазды. Видя соединение его с Сатурном (покровителем еврейского народа) на небе, волхвы-астрологи посчитали это предзнаменованием рождения посмертного сына пророка Заратуштры — Саошьянта или Спасителя. Так как планеты сошлись в созвездии Рыб, которое находилось в ближайшем соотношении с судьбами Иудеи, то волхвы, естественно, обратили свои мысли в этом направлении. Правда, по мнению астролога Клавдия Птолемея (II век) Иудею олицетворяет Овен, а не Рыбы.
Иудеи тоже восприняли новообразованную звезду как знамение пришествия Мессии. Ведь предсказал же пророк Исайя: «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи...» (Ис. 4:5). «Книга мудрости Соломоновой» идентифицирует этот свет с Премудростью: «стала она для них покрытием во время дня, и пламенем звезд во время ночи» (Премудр. 10:17). Так что насчет Звезды сомнений быть у современников Христа не могло.
Позднейшие расчеты несколько изменили датировки Кеплера: теперь это 15 ноября 7 года до н.э. и начало марта 6 года до н.э.
Но как быть с появлением и исчезновением звезды Вифлеема? Ведь она исчезла в марте 6 года до н.э., а волхвы видели ее и в конце декабря 5 года до н.э., когда Младенец появился на свет.
И здесь стоит вспомнить о трех появившихся новых звездах: близ бета Козерога, наблюдавшейся весной 5 года до н.э.; в созвездии Орла весной 4 года до н.э.; и в созвездии Ориона между 5 и 3 годами до н.э. Последняя, может быть, была видна в Передней Азии только в год рождения Спасителя.
Я бы очень хотел увидеть Вифлеемскую звезду. Полагаю, что и вы, читатели, тоже. В неполной своей форме она появилась 21 декабря 2020 года, когда Юпитер и Сатурн оказались на минимальном расстоянии друг от друга, образовав двойную – похожую на Вифлеемскую - звезду. Ее можно было видеть на всем пространстве Земли сразу после захода Солнца над горизонтом в юго-западном направлении. Символично, что это произошло в день зимнего солнцестояния – накануне католического Рождества. Вспомним, что 25 декабря 5 года до н.э. , когда родился Спаситель, тоже был день зимнего солнцестояния, но «Звезде» 2020 года до полного блеска не хватало еще и Марса. Однако мечту увидеть Звезду Вифлеема в первоначальной ее форме вполне возможно осуществить с помощью компьютера: изобразить сочетание Сатурна, Юпитера и Марса и поместить его в созвездие Рыб. Конечно, следует учесть, что воздух в конце I века до н.э. был гораздо чище, а значит прозрачнее, чем сейчас. Надеюсь, кто-нибудь из астрономов это сделает.
Я думаю, что восточные мудрецы в ноябре 7 года до н.э. по январь 4 года до н.э. регулярно видели яркие, постоянно вспыхивающие точки на небосводе - и приняли их за одну звезду, божественное знамение, указывающее им путь в Иудею, так как созвездие Рыб, в котором впервые соединились Юпитер и Сатурн, символизировало именно эту страну.
Волхвы были астрономами и придавали небесным явлениям огромное значение. Соединение Юпитера с Сатурном, длительные сияния небесных тел означали для них появление великого Царя или Саошьянта.
Почему они не отправились сразу в ноябре 7 года до н.э.? Видимо, хотели убедиться в постоянстве божественных признаков. Явления продолжились, причем в разных местах, продвигались с запада на восток – и заставили магов решиться. Дополнительные астрономические явления: Солнце в соединении с Регулом, затмение светилом Сириуса – придавали им уверенность в важности происходящих событий. Сборы заняли какое-то время, и путь был неблизкий. А если они шли из разных мест, то нужно было еще и списаться, чтобы договориться о месте встречи.
Впрочем, подробно о магах позже. А пока вернемся к звезде. Сделав свое дело, она исчезла – по преданию, упала в один из иерусалимских колодцев, и ее некоторое время можно было там видеть. Ниже показано несколько из них. Но типичных, привычных для нас колодцев, какие имелись в пустыне, в Иерусалиме почти не было, так как не существовало собственных рек (за исключением маловодного Кедрона, текущего между Храмовой горой и Елеонской горой в восточной части Иерусалима; этот ручей к тому времени пересох и заполнялся только после сильных дождей) и родников. Вода шла через большой подземный тоннель из Гионского источника и накапливалась в бассейнах и цистернах, которые пополнялись еще и дождями. Так что, видимо, звезда Вифлеема исчезла в одном из подземных водохранилищ, образцы которых показаны на фото. Вблизи Иерусалима действительно имелся водный источник, который называли «колодец звезды магов». Впрочем, Григорий Турский в VI веке писал, что звезда упала в колодец в Вифлееме. Якобы этот источник находился в пещере Рождества и теперь его обозначает серебряная звезда.
Вифлеемская звезда стала символом Рождества в культе и искусстве. Количество лучей у нее разное. В 1717 году в церкви Рождества монахи установили ее серебряное изображение с четырнадцатью лучами – по числу остановок на Скорбном пути (Виа Долороса) Христа. Но в 19 веке турки, которым принадлежал тогда Иерусалим, ее похитили. Впоследствии султан подарил храму новую звезду, тоже 14-лучевую. Сейчас она чаще всего имеет восемь лучей.
Следующий выпуск – о Божьих именах. А пока послушаем псалом 121 на иврите.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3348/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.