Найти тему

ЧТО БЫ ПОПАСТЬ НА ФРОНТ Я В СВОИ 16 ЛЕТ СДЕЛАЛ СЕБЕ НАКОЛКУ ЧТО МНЕ УЖЕ 18 ЛЕТ

НА ЭТУ ДИВИЗИЮ ВЫПАЛИ САМЫЕ ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. ДАЖЕ В АРХИВАХ ПО НЕЙ НЕТ НИ КАКИХ ДАННЫХ. 208 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ - ШКОТОВСКАЯ.

Меня зовут Мингулов Гарафутдин Хайретдинович. Это уже потом, в годы войны, я «превратился» в Григория Харитоновича. Для призыва в действующую армию я был слишком мал неполных 16 лет. Но работать я мог. И меня направили трудиться на обогатительную фабрику в г. Сучан Приморского края (сейчас — г. Партизанск). Но поехать на фронт очень хотелось. Я оббил все пороги городского военкомата. Специально увеличил себе возраст. Написал, что родился 10 июня 1924 года. Сделал себе наколку с датой рождения. Врачи призывной комиссии мне не верили, но ничего не могли поделать.

И, наконец, 16 мая 1942 года Сучанским ГВК Приморского края я был призван в ряды РККА. Всех новобранцев 20 мая 1942 г. передали во вновь формируемую 208 Дальневосточную стрелковую дивизию. Местом формирования дивизии были поселки Шкотово и Славянка, расположенные недалеко от Владивостока.

До начала июля шло вооружение и обучение дивизии, формирование штаба, полков, командного состава. Командиром дивизии еще 2 мая был назначен полковник Воскобойников Константин Михайлович. Я попал в 376 отдельный саперный батальон, где командиром был капитан Кукуй. Моими непосредственными командирами были во взводе — лейтенант Сапаров, в отделении — сержант Шаповалов. Мне была выдана самозарядная винтовка СВТ-40.

В числах 8—10 июля 1942 года ночью дивизию погрузили в товарные вагоны на станции Барабаш и отправили на фронт. На какой — мы еще не знали. В дневное время ехали с открытыми дверями. Проехали мою родную Сибирь — города Красноярск, Новосибирск, Омск.

Доехали до г. Пензы и далее свернули на юг. Мы поняли, что направляемся под Сталинград, где с 12 июля 1942 года был создан Сталинградский фронт. Мы еще не догадывались, какая трагическая участь ждет нашу дивизию. Фронт испытывал нехватку резервов. Наши дальневосточные дивизии ждали с нетерпением. Об этом говорит даже тот факт, что к разгрузке дивизии должен был прибыть генерал-лейтенант В. И. Чуйков — заместитель командующего 64-й армией, в распоряжение которой мы отданы.

30 июля 1942 года первые эшелоны нашей дивизии стали разгружаться на станции Жутово. Мой взвод послали в разведку в сторону станции Котельниково. Стояла сильная жара, воды не было. Мы шли правее железной дороги в сторону Котельниково. Видели, как четыре эшелона нашей 208 сд проехали мимо нас вперед. Через некоторое время партиями появились немецкие самолеты (в партии по 40—50 штук) и стали бомбить ст. Котельниково. Были слышны оглушительные взрывы, все горело. Наши эшелоны, а в них 4 батальона, были разбиты. После налета авиации батальоны были атакованы танками 4-й танковой армии генерала Гота. Судьба батальонов была предрешена.

Фашисты также открыли сильный огонь из дальнобойных орудий по ст. Жутово. Ночью вернулись в свой батальон на ст. Жутово. Там все было разрушено, очень много наших погибло. По приказу командира батальона капитана Кукуя ночью вдоль железной дороги мы стали отходить в сторону Сталинграда. По пути попадалось много отступавших войсковых частей, машин, тракторов, подвод с орудиями. Стало светать, и мы увидели с левой стороны огромную балку, овраг. А там колодцы с чистой водой — ключ бьет. Был отдан приказ занять оборону вдоль балки и окопаться. Это была левая сторона железной дороги от ст. Жутово в сторону Сталинграда. В овраге скопились войска, кухни, подводы, машины.

Немцы открыли по оврагу сильнейший огонь, налетело очень много немецких самолетов, они стали бомбить. Мы стали стрелять из винтовок и пулеметов. Первую атаку отбили. Но немецкие танки обошли нас слева и справа. Отдали приказ отходить с боем. Немцы взяли Котельниково 2 августа 1942 года. Через сутки они уже стояли на р. Аксай. Так наш батальон попал в окружение. Чтобы не тратить свои силы напрасно, немцы перенесли свои атаки на села Абганерово и Плодовитое. Советские войска, державшие оборону вдоль железной дороги Котельниково — Сталинград оказались также под угрозой полного окружения.

Несколько раз переходили туда — сюда железную дорогу. Кругом немцы. Наши ряды редеют. Вдруг слышим громкий голос капитана Кукуя: «Дисциплину держать! Я вас выведу из окружения». Он принял решение отойти от железной дороги и держать путь на восток, правее села Абганерово.

РАСПОЛОЖЕНИЯ ШТАБОВ 126 И 208 СД ОКОЛО СТАНЦИИ АБГАНЕРОВО.
РАСПОЛОЖЕНИЯ ШТАБОВ 126 И 208 СД ОКОЛО СТАНЦИИ АБГАНЕРОВО.

Прошло несколько дней. Нет уже с нами ни капитана Кукуя,
ни лейтенанта Сапарова. Земля гудит от взрывов. Видим, как немецкие самолеты без перебоя летят в сторону Сталинграда. Все горит. Навстречу нам выскакивает немецкая машина с шестиствольным минометом и открывает по нам огонь. Я с винтовки СВТ выпустил все 10 пуль, и машина встала. Немцы выпрыгнули из машины и залегли. Слышу громкую команду сержанта Шаповалова: «По фашистам залпом огонь!».

Нас было около 30 человек с 2 ручными пулеметами. Все дружно открыли огонь, и через 1—2 минуты машина загорелась. До машины было 200 метров. В машине взорвались мины, и фашистов разорвало на куски. Мы все с криками «Ура! Ура!» побежали вперед. Пробежали правее разбитой машины до неубранного пшеничного поля. Слышим приказ: «Ползком вперед!». К нам подполз заместитель командира батальона по строевой части старший лейтенант Марченко, единственный из оставшихся в живых офицеров батальона. Он спросил: «Как? Уничтожили машину с шестиствольным минометом? Вот как надо бить фашистов!».

Дальнейший наш путь также был тяжел. По сухой степи, без воды, под постоянным огнем. Из окружения вышли 18 августа 1942 года. Вывел нас старший лейтенант Марченко. В живых нас осталось 20 человек. Вышли на Волгу около г. Черный Яр Астраханской области.

Земля и река горели, на боку лежали белые пароходы и нефтеналивные баржи, плавали трупы женщин и детей. В воздухе летали фашистские стервятники. Было видно, что город готовился к обороне, не было никакой паники.

Из окружения вышли в полном боевом. Спасибо за это старшему лейтенанту Марченко. Здесь мы узнали то, о чем не могли знать, находясь в окружении. 5 августа Сталинградский фронт был разделен на два самостоятельных фронта — Сталинградский (генерал-лейтенант В. Н. Гордов) и Юго-Восточный (генерал-полковник А. И. Еременко). С 9 августа обоими фронтами командовал уже один Еременко. В полосе Юго-Восточного фронта была, и наша 64 армия. Чуйков успел к моменту разгрузки оставшихся эшелонов нашей 208 дивизии на станции Чилеков. И в этот момент эшелоны были атакованы по ошибке советскими штурмовиками. Чуйков был вне себя от ярости. Он так рассчитывал на свежее пополнение. После этого в дивизии в строю осталось около тысячи бойцов.

И, наконец, последняя весть — 15 августа 1942 года при обороне Абганерово пропал без вести полковник Воскобойников. Дивизия была отведена в резерв армии. Потом, как я узнал, 9 сентября 1942 года ее остатки были переданы в 126 стрелковую дивизию.

Мингулов Г. Х. Краснодарский край, Туапсинский район, 2011г.

Справа на фото Мингулов Г.Х. Вырезка из газеты "Туапсинский вестник"
Справа на фото Мингулов Г.Х. Вырезка из газеты "Туапсинский вестник"

Как уже было написано выше, информации по 208 сд очень мало, поэтому такие письма от ветеранов это настоящий архивный документ, только по ним можно узнать хоть какую то информацию.

ДРУЗЬЯ! НА МОЕМ КАНАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА, ЧТО БЫ ПРОЧЕСТЬ ИХ, А ТАК ЖЕ НЕ ПРОПУСТИТЬ НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ.