Признавайтесь, кто слышал о том, что с 1 сентября 2022 г. сады, школы, колледжи и вузы будут работать по новым стандартам?
Кстати, о ещё одном новшестве – профессионалитете – писала здесь.
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, кто не знал. Так вот, пришло время, как считают в Министерстве просвещения, поменять их, теперь будет 3-е поколение. Педагоги уже привыкли к тому, что стандарты меняют. Так было в 2004, в 2009-2012, теперь на дворе 2022 – меняй сани на телегу.
Меняют стандарты – меняют все программы, учебные пособия и документацию. Возникает вопрос, к чему эта бумажная нескончаемая работа? Она ложится на плечи не только методистов, но и рядовых учителей. А им, как известно, только и не хватает для счастья – переделывать новые бумаги. Понятно, что им будет не до самого педагогического процесса, живого общения с учениками и вдумчивого отношения к предмету.
Почему я начала с вопроса: слышали ли вы? Педагоги, возможно, слышали. А вот родительская общественность – вряд ли. А ведь если ваше чадо идёт в 1 или в 5 класс, то вы даёте письменное согласие на эксперимент. Не зная его сущности. Весело?
Что же вызывает тревогу у педагогов и родителей?
- Сокращение часов на основные предметы.
- Недоработанность стандартов – хаотичность в материале и программе.
- Неизвестны авторы проекта.
- Широкая общественность незнакома с этим документом, публичных обсуждений не было.
- Возможность в любой момент перейти на дистанционный формат (онлайн), что отрицательно влияет на физическое и психологическое здоровье детей.
- Составители ФГОС требуют от школ материально-техническое оснащение (наличие спортивного зала, помещения для ремонта спортивного оборудования, театральный зал, костюмерная), но при этом финансирование этой сферы не растёт, а сокращается.
Давайте посмотрим на риторику нового ФГОСа.
Акцент теперь ставится на формировании практических навыков детей, ведь они должны понимать, как знания помогают в реальной жизни.
Новое понятие - функциональная грамотность. Воспитание и обучение теперь неразрывно связаны. Иностранный язык теперь в школе должен быть один (в школах с углубленной программой возможен второй язык).
Слова красивые. Но ещё на этапе обсуждения проект столкнулся с серьёзной критикой профессионалов.
«Я убежден, что долг свободного учителя — оказывать гражданское неповиновение этому стандарту. Делать то, чем занимались свободные учителя всегда: писать одно, проводить другое. Игнорировать архаичный стандарт и работать по-новому в любом случае. Вместе с профсоюзом мы будем внимательно следить за ситуацией и надеяться, что ничего за это учителям не будет. В случае каких-то катастрофических тенденций мы будем бороться дальше, будем обращаться к президенту», - говорит Антон Скулачев, учитель литературы в школе № 1514, председатель Гильдии словесников.
«Произошла архаизация, которая тормозит развитие страны и школы» - считает Александр Архангельский, литературовед, литературный критик, профессор НИУ ВШЭ.
За что можно будет быть спокойным, так это за патриотическое воспитание наших детей. В новом ФГОСе прописано следующие задачи:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Резюме такое. Уравнение со многими неизвестными решить невозможно. Открытость для обсуждения всем обществом и возможность корректировать стандарт профессиональными педагогами – необходимые условия для того, чтобы система образования адекватно работала. То есть дети учились, а не натаскивались на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, а учителя были заняты не отписками и бесконечными документами, а своими прямыми обязанностями.