КТО О ЧЁМ, А Я О…НИХ, О МЕНЕДЖЕРАХ
Знаменитая бизнес - триада. АНТИКРИЗИСНАЯ. «Идея – деньги – ме-неджмент».
Так вот, вопрос АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, о КОМ? О них же. О кадрах. Не о простых. О предпринимателях и менеджерах, об акционерах и топ-персонале. За два последних дня бизнес понес ощутимые кадровые потери и в автомобилестроении, и в нефтяной отрасли, и в книгоиздании. Ведущие компании покинули сооснователи и топ-менеджеры. Лидеры, определявшие завтрашний день структур, стратегию их существования и пути развития.
Хочется, ох как хочется, предположить, что это последний выплеск про-фессионального исхода влияющих бизнесменов. Не влиятельных, а именно влияющих. Мыслями, креативом, внедрениями. А первый (выплеск) как косой траву положил и смерчем пронёсся по российскому бизнесу в конце февраля. Всего четыре месяца. Мы потеряли по половине правления ведущих российских банков, в том числе обоих государственных.
Почти все предприниматели из престижного номерного списка, они же председатели и члены советов директоров самостоятельно покинули позиции и отдали принадлежащие им акции созданных и возлелеянных ими структур и предприятий. Именно отдали. Потому что, если цена передачи и была опубликована в публичном пространстве, то была далека от адекватной. Чисто символической как сто поднимаемых граммов. Хотя что сейчас считать за адекват?
Тезис «свято место пусто не бывает» АНТИКРИЗИСНО экономически и организационно вреден. Хотя не нов. Далеко не нов. В истории была уже массовая замена топ-менеджеров на вроде им подобными, но на пару тройку ступеней ниже. Профессионально это означает уровень и профиль решаемых вопросов. Может ли в моменте зам. начальника финансового департамента АНТИКРИЗИСНО заменить вице-президента компании по экономике, вопрос скорее риторический, для дискуссии в курилке.
Однако задача многократно осложнена. В этот же период менеджмент лишился тысяч своих представителей. Лучших. Востребованных. Новый термин в истории. «Релокация, понимаешь…».
С конца февраля из России переехали несколько тысяч предпринимателей и менеджеров. В страны бывшего СССР, Арабского Востока и Латинской Америки. Россиян привлекают простые правила въезда, спокойное отношение к западным санкциям, либеральное общество, а также высокий спрос на квалифицированную рабочую силу.
Было предположение, что мы сумеем ликвидировать «пробоину», заполнить менеджерские позиции освобождающимися сотрудниками уходящих с рынка западных компаний. Но дефицит грамотных подготовленных топ-менеджеров оказался против ожиданий велик. Потребности в управленцах открыто высказывают промышленные предприятия вне зависимости от сегмента рынка. Наиболее часто против ожиданий упоминаются позиции отнюдь не ИТ–менеджеров. А представителей производственного цикла.
Кстати, про ИТ. И компании, и менеджеров. Приняты не только АНТИКРИЗИСНЫЕ решения. Но они же и против конкуренции, устанавливающие для менеджеров условия, сопоставимые с зарубежными аналогами. А налоговые льготы АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ предлагает внедрить как можно шире. Рынок ИТ в России всегда делился на никак не связанные части: компании, работающие в РФ (Яндекс, VK, 1С и миллион других) и на запросы мирового рынка. Во вторые входят как исследовательские офисы крупных западных корпораций, так и домашние офисы успешных компаний российского происхождения. Вот они и прекратили существование. Но это 70 процентов айтишного интеллектуального потенциала.
Проблема кадров из бизнес триады для АНТИКРИЗИСНЫХ действий самая насущная. И решать её, создавать условия и стимулы, растить и возвращать (да, да, возвращать) интеллектуальный потенциал на фоне грядущих перемен в образовательной системе, возврате от болонской двухуровневой к специалитету означает сохранение ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-МЕНЕДЖЕРСКОГО класса.