Антиклерикалы обвиняют Русскую Церковь в слиянии с государством. Но сами чиновники опровергают этот тезис. Так, вопреки гласу Церкви глава Чувашии презентовал маршрут "Рунический путь", назвав республику Центром женской силы. А сайт правительства Курганской области зазывает народ на шоу с водяными и русалками в честь языческого праздника.
В соцсетях появилось видео: глава Чувашии Олег Николаев берёт уроки рунической письменности у местного культуролога Владимира Алмантая. Тот рисует знак, похожий на куриную лапу, перевернутую вверх, и объясняет:
Эта руна является символом единения, объединяющим род. Обладатель такой руны получал энергию из космоса.
Затем Алмантай рисует руну, похожую на заглавную букву "Ж", и объясняет, что это символ вечной жизни. Олег Николаев вслед за учителем старательно выводит знаки на доске. Ролик длится две минуты и называется "Изучаем чувашские руны. Фильм 24". А есть ещё пара десятков таких серий.
Как Чувашия станет Центром женской силы
Общеизвестно, что руны были письменностью древних германцев. И вот каким-то загадочным образом они вдруг перекочевали в чувашский язык. В разгул ельцинской демократии некоторые "прогрессивные" чуваши предложили даже использовать рунические символы в современной чувашской письменности. Но тогда хватило ума не всововать языческую символику в современную жизнь. А сегодня?
Сегодня Олег Николаев на заседании комитета Госдумы России по туризму и развитию туристической инфраструктуры презентует концепцию "Рунический путь", громко заявляя:
Мы включили наши проекты в единый турпродукт. Когда мы начали изучать концепцию реализации проекта, то нашли специфику: Чувашия – это женщина, и все легенды, истории, традиции говорят о том, что Чувашию надо позиционировать как центр женской силы.
Видимо, чтобы чиновников не обвинили в каком-то там магизме, они подчёркивают, что основной акцент в концепции делается на чувашскую вышивку.
Вышивка, создаваемая женскими руками, узоры и руны – это свидетели многовековой истории. Они поражают многомерностью заложенных в них смыслов. Согласно этим символам будут создаваться соответствующие туристические активности,
– приводит слова министра экономразвития Чувашии Дмитрия Краснова портал органов власти республики.
Тот же портал сообщает, что на все эти "рунические активности" местные власти желают получить кусок от 160-миллиардного пирога, который на развитие туризма выделяют стране федеральные власти.
Русалки и домовые под Курганом
А в это время сайт правительства Курганской области бодро зазывает всех 9 июля на масштабный фестиваль "Купала":
Волшебный день подарит зрителям гадание на венках, знакомство с чудодейственными травами и шоу: водяные, русалки, свадебные обряды.
Для праздника выкопали искусственное озеро. Фестиваль продлится с 12 часов дня до полуночи и закончится зажжением купальского костра, сжиганием чучела бога Ярилы и скатыванием горящего колеса в воду.
Вы тоже считаете это мракобесием? Нет же, сайт правительства заботливо поясняет, что "праздник служит сохранению культурных национальных традиций, пропаганде традиционной народной культуры". И даже более того, "праздник приурочен к Году культурного наследия народов России, объявленному по указу президента". Вот так местные чиновники сделали главу государства "ответственным" за пляски водяных в окрестностях Кургана.
Кстати, подобный скандальный проект затевался в Ярославской области, которую несколько лет назад вздумали объявить "родиной Бабы-яги".
"Это уже не культура, а политика"
Многие скажут, да это же просто история народа, и не более того. Однако у руководителя миссионерского отдела Челябинской епархии Константина Путника такие "культурные проекты" вызывают серьёзные опасения.
Следует различать язычество как традицию и язычество как проект. За неоязычеством стоят не столько духовные и культурные потребности людей, сколько чьи-то конкретные геополитические, геоэкономические и финансовые интересы. Поэтому пропаганда неоязычества есть форма антигосударственной подрывной деятельности.
Царьград: И кто стоит за этим проектом?
Константин Путник: В СССР активно поддерживал неоязычество маршал Тухачевский. В 1918 году им была подготовлена докладная записка в Совет народных комиссаров о том, чтобы в РСФСР объявить язычество госрелигией.
Сын лейб-медика императорской семьи Глеб Боткин в 1936 году зарегистрировал в США первую неоязыческую структуру – "Церковь Афродиты". Тогда ещё никто, видимо, не думал об использовании неоязычества в геополитическом противостоянии. Но сегодня для Запада этот проект стал эффективным инструментом в психо-ментальной войне против нашего народа.
Царьград: Но ведь чиновники Чувашии или Кургана не будут осознанно участвовать в таком проекте?
– К сожалению, пестуемые ростки неоязычества дали всходы и во власти, которая, увы, трезвомыслием – в лице отдельных представителей – не отличается. Часто власть действует по принципу "деньги не пахнут". Но в том-то и дело, что пахнут, и пахнут часто серой. А неоязычники просто пользуются индифферентностью и бездействием власти.
"Могут получить доступ к оружию"
– Однако массового разгула язычества не наблюдается. Есть какие-то "культурные центры". Но это все несерьёзно…
– Ситуация, на первый взгляд, стабильная. Но это – коварная, кажущаяся стабильность. И она чревата социальными потрясениями. Неоязычники проникают и в силовые ведомства, в войска, в казачество. Это прямой доступ к оружию. И только вопрос времени, когда и против кого оно будет применено. Пример Украины перед глазами у всех.
Появились учёные, которые без всяких ссылок на источники говорят о "ведической Руси". Что произойдёт, когда эти интеллектуалы объединятся с разными "волхвами" и "рунистами"? Страшно представить.
Благодаря интернету неоязычники получили доступ к молодым умам и эффективно их деформируют. Под разными предлогами они стремятся проникнуть в образовательные учреждения...
– Кстати, упомянутый Владимир Алмантай ходит с лекциями к чувашским студентам. А теперь ещё туристам в Чувашии под видом занимательной экскурсии будет, видимо, рассказывать о магических свойствах рун.
– Неоязычество захватывает сферу культуры, ибо культура на бессознательном уровне формирует ментальность человека, задаёт параметры мировосприятия. Соотнесите это с деятельностью неоязычников, взгляните с этой точки зрения на Аркаим в Челябинской области, на возводимый под Магнитогорском "храм Огня", на деятельность некоторых учёных-археологов, на открытую пропаганду неоязычества в соцсетях. И посмотрите на нашу беззубую исполнительную власть – вам многое станет ясно.
Что говорит Русская Церковь
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий разместил на своей странице в соцсетях ссылку на программу Царьграда о подлинной сущности неоязычества и ссылку на нашу публикацию "Куда заведёт Россию рунический путь" и написал:
Выступая на Гурьевских чтениях в мае текущего года, я говорил, что ни к чему хорошему этот проект не приведёт. Однозначно он ведёт к разобщению общества. Все эти заигрывания с язычеством приводят к развалу государства.
Подписчики страницы поддержали откликами высказывания митрополита:
- Я в Чувашию приехал 13 лет назад, и мне сразу стало мрачно: на заливе я увидел шлифованный камень с рунами и валуны на спуске к заливу, о которые все трутся во исполнение каких-то там примет. Придумали каких-то героев языческих, написали историю чувашей, хотя легендарный Кубрат, которого они называют чувашом, был христианином.
- Сходите в музей Чувашии, там хранятся древние грамоты. Монголы чувашей уничтожали, торговали ими как вещами. И они обратились к русскому государю Ивану Грозному за помощью. И добровольно крестились.
Начинать нужно со школы
Царьград: Извечный русский вопрос – что делать?
Константин Путник: Ну, конечно, не только круглые столы собирать и в рамках регламента рассуждать по широченному кругу вопросов. Это забалтывание серьёзнейшей проблемы. Неоязычество – явление, требующее системного подхода: философских, религиоведческих, психологических и прочих исследований.
– А первым делом?
– Воздействовать на ситуацию необходимо педагогическими методами. В школах рассказывать о настоящем, а не придуманном язычестве, предлагая ему православно-христианскую альтернативу. Подчёркивать, что свой цивилизационный выбор наш народ сделал 1000 лет назад. В вузах давать будущим историкам необходимый методологический инструментарий для противодействия деструктивным явлениям.
Однако, боюсь, это так и останется благим пожеланием. У меня есть личный печальный опыт обращения во властные структуры по целому кругу серьёзных вопросов, которые остались без ответа.
Благими намерениями вымощена дорога в ад. В нашем случае – в ад находящегося на заключительной стадии формирования острого гражданского противостояния.