Я мало что знаю о самоубийцах по типу самураев с харакири, или товарищей вроде Гитлера, который так прилично напортачил, что пуля в лоб — была наименьшей вавой, а вавы он боялся. Речь пойдет не о таких самокарателях и самоисходцах. Самоубийство как диагноз — вот мой конек. Обозначим таких самоубийц типом А, мутация омикрон, и далее речь пойдет именно о них. В народе самоубийцы — существа слабовольные, слабохарактерные, и еще куча производных от слабо-, а также тупицы, идиоты, грешники и т.д. — весь перечень синонимов. От чего-то самоубийц не отпевают, а вот от ковида помер — за здрасьте. Ну или рак, инфаркт, тромб, от чего там еще уходят по болезни. Самоубийство — это ровным счетом такой же смертельный исход по болезни, как и все остальные случаи смертельных исходов согласно диагнозов по списку МКБ.
Так же как при аллергии есть вероятность отека квинке или анафилактического шока со смертельным концом, есть приличный список диагнозов психиатрии со смертельным итоговым приступом — самоубийством. Но если в первом случае пострадавший получит как минимум сочувствие и похоронят несчастного при полном параде. То второго, особенно рьяно православного, хорошо если не придадут анафеме. От чего такая жуткая жестокая сегрегация и несправедливость? Почему один больной имеет право быть больным, и умереть не во грехе, а по промыслу Божьему или Божьей чертовской несправедливости? А второй — навсегда изгой и изгнан из рая?
По причине нашего с вами глубокого невежества, тупости, черствости и общеудобных стигм в вопросах психического здоровья. Все болезни от головы. Согласна. Да. Точнее — болезни головы. Но это именно болезнь — не слабость, не придурь, не грех. Это — болезнь. Болезнь человека, которую игнорируют, не оказывая нужной помощи, за которую гнобят, над которой издеваются и которую отрицают.
Я тоже всю свою сознательную жизнь считала самоубийц слабаками, неудачниками и просто нехорошими людьми. Так мне твердили с детства, так мыслили все вокруг. Так безоговорочно беспощадно думала я. До тех пор пока сама не стала вполне приличным перспективным самоубийцей с неплохим стажем и опытом. В принципе, если уж совсем верно — я не стала, я такой родилась, как и многие из нас, но осознала свою врожденную одаренность чуть позже.
Да, многие именно рождаются самоубийцами. Так же как есть множество разных врожденных особенностей и болезней, например, облысение, передаваемое по мужской линии или даунитохромосомос, возможный по обеим фронтам, есть врожденная склонность к самоубийству. Эта склонность может прилагаться к таким особенностям как предрасположенность к разного рода зависимостям, так и к разного рода другим психиатрическим диагнозам. Ваш ген вселенской печали и бессмыслицы бытия может мирно спать всю жизнь и молчаливо пройти мимо, может проявиться сразу, а может подождать какой либо весомой печальки и стрессика, ну или перебоя в питании, агрессивно провокационной фармакотерапии, гормонального сбоя или еще чего. Пусковых крючков многое множество — выход один. Хотя нет, их тоже много — окно, петля, вены. Харакири в конце концов — для печальных самураев.
Да, самоубийство — это именно болезнь. Это финальная стадия тяжелой формы депрессии, когда мозг больного не функционирует в определенных местах — а именно в отделе производства веществ и передачи сигналов, отвечающих за условно позитивные эмоции. Больной не в состоянии видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать радость и смысл. Тем, кто не проходил через это состояние, оно не понятно. Условно здоровый человек сравнивает свои периоды апатии и печалек, и судит с колокольни своего опыта, что в корне не верно и даже опасно и травматично для больного реальной депрессией.
Так же как зрячий не способен понять, что такое родиться слепым, человек не проходивший через депрессию, не в состоянии понять, что это такое. Большинство думает, что надев темную повязку, они уже все знают и с опытом пяти минут темноты, могут раздавать советы как жить и как развидеть темноту тому, кто никогда из этой темноты не выходил, и вообще не знает, что такое свет и как он выглядит. Депрессия как болезнь, и депрессия как модный тренд на печальки — это как человек рожденный слепым и зрячий, который надел очечи для сна на пару минут.
Советы — аля найди позитив, путешествуй, укачайся до рвоты, и прекрати любить свою болезнь — не вернут зрение слепому от рождения и не помогут больному депрессией. Также как незрячий не может видеть в силу состояния и особенности его организма, больной депрессией не может видеть смысл и радость. Он не увидит их на Мальдивах, не увидит их в том, что условно здоровому большинству кажется ох как позитивно и смысленно, и не сможет прозреть, когда перестанет любить свою болезнь и искать в ней выгоду. Все что может рожденный неоперабельный слепой — это принять свою болезнь и научится с ней жить. Научится есть, спать, работать в темноте своей болезни. Все.
Трое моих сверстников плюс минус год ушли из жизни за последние 5 лет. Официальная версия — самоубийство, но в их свидетельствах о смерти не значится реальная причина смерти и диагноз. А реальная причина — особенности психики, болезнь. Болезнь, которую игнорировали и запустили, которую не лечили, о которой не говорили, которую не признавали, за которую гнобили. И если брать шире и глубже, реальная причина — убийство. Убийство по причине халатности общества. И каждый из нас есть соучастник данных смертей.
Мне противно читать комментарии в аккаунтах погибших — из разряда ‘Да как же так, не доглядели, не знали, не сумели’. И многие пишут — ‘какой был веселый, озорной и прочее, и вот так неожиданно — финал’. Не неожиданно. Всегда есть предпосылки и сигналы. Так же как есть памятка симптомов надвигающегося инсульта — завирусованные картинки ходят по сети — асимметрия лица, нарушение речи, онемение руки или ноги, есть симптомы и сигналы надвигающегося самоубийства. Но общество, и вы, и я когда-то, игнорирует эти сигналы. А чаще не просто игнорирует, а собирается стаей шакалов, загоняет больного в угол, не дай Бог он подаст очевидный знак, и начинает терзать и рвать на части свою жертву.
Сложно представить толпу людей, которые склонились над лежащим человеком с искривленным ртом в приступе эпилепсии, захлебывающегося рвотой, или с открытыми переломами в луже крови и без сознания; склонились и смотрят, кто-то молча, а кто-то во весь голос несет чушь по типу — ‘ты ленивое дерьмо и неудачник, эгоист и сволочь, вставай и прекрати корчить эти дебильные гримасы, тебе не идет, прекрати сейчас же любить свою пену изо рта, давай уже вставай и дуй в аэропорт, Бали ждет, развейся’. Человек бьется в конвульсиях, остались считанные минуты и его не станет, но толпа близких, друзей, мама, папа, случайные прохожие продолжают стоять и ничего не делать, толкая свои фашистские речи. Ни у одного из них нет ни единой мысли, что человек болен, он умирает, нужно срочно позвонить в скорую, срочно оказать первую помощь. Именно так везде и повсеместно происходит с больными самоубийством — депрессией.
Потому что мы не признаем эту болезнь, потому что мы не знаем и игнорируем симптомы и сигналы, потому что не знаем и не имеем навыков первой помощи, а зная и имея, продолжаем игнорировать, ибо — не наше это дело, и никто не заметит и не узнает, как вы однажды прошли мимо полутрупа в луже крови не набрав 003. Сегодня я знаю, но трое моих сверстников плюс минус год уже мертвы потому что, я тоже когда-то не знала и однажды прошла мимо…
Сегодня я изучила эти сигналы и симптомы изнутри. Я не психиатр, я только лечусь. Мой список не совершенен, он субъективно соизмерим по пунктам лишь с моим личным опытом. Но этот список симптомов и памятка первой помощи при депрессии, суицидальных звоночках — они категорически необходимы повсеместно и повсюду — завирусить как памятку инсульта. С профилактическими мерами впридачу.
И да, больной депрессией — это не обязательно человек-печалька утонувший в своих неудачах. Депрессивный больной может тщательно скрывать свою тоску, а то и сам не признавать ее и ходить развесёлым Джокером везде и всюду. Это не обязательно и далеко не сразу немытый неряха с горой плесневелой посуды и самообразованными дредами на голове. Это не обязательно мама троих новорожденных младенцев с пост родовым выгоранием и мужем канувшим в лету. Не обязательно стокредитный ипотечник потерявший работу, алкаш или наркоман на пике своего дна. Депрессией можно заболеть будучи успешным и реализованным, равно как и будучи совершенно условно неуспешным. Так же как к великому Стиву Джобсу нагрянул рак, не побоявшись его достижений и миллиардов, рак приходит и к менее устроенным и состоятельным, а то и совсем нищим человекам. Депрессия — это такой же рак, только в психиатрии. Депрессия — это болезнь и может коснуться любого. Болеет и стар и млад независимо от социального статуса, достатка и прочих соц регалий.
И как и любая болезнь, депрессия требует квалифицированного лечения специалиста, а в случае острого приступа — не просто амбулаторно, необходим серьезный стационар.
Очень важно уметь оказать больному первую помощь. При оказании помощи важно знать, что именно нужно делать, а что категорически делать нельзя. Так при эпилепсии важно перевернуть больного на бок и освободить дыхательные пути, но при открытом переломе, колотой ране — лишние телодвижения могут быть крайне опасными. Крайне опасным для больного депрессией является отрицание его состояния, его боли, и весь вышеперечисленный ассортимент советов и вариаций на тему взбодрись, займись делом и голодающим детям в Африке в инвалидных креслах хуже, от того вставай и пляши, ленивая дрянь.
Чувство вины и без внешних вмешательств истязает больного 24/7. Больному важно принятие, понимание и сочувствие. Обычно болезнь сводит все социальные контакты депрессирующего к нулю. Но социализация крайне важна и необходима. Посильное участие в жизни больного дает хорошие терапевтические результаты.
В мои периоды обострений я никого не хочу ни видеть, ни слышать. Изоляция может длиться месяц и больше, бывают состояния когда невозможно выполнить элементарные вещи. Такие как принять душ или почистить зубы; не говорю о том, чтобы приготовить себе еду или сделать уборку, сходить в магазин или элементарно открыть дверь и принять доставку пиццы. Общение в депрессии дается крайне тяжело, но можно просто прийти к больному и принести еды или вымыть посуду, молча и убедительно делая вид, что этот бесполезное немытое тело в не стиранной кровати вас совершенно не шокирует. Для меня это была существенная помощь. Или вывезти молчаливый угрюмый овощ на природу, дать подышать и привезти обратно.
Если коротко и доступно — состояние овоща или комы весьма подходит в описании депрессивного дна. Эдакий беспомощный овощной коматозник и отношение к нему необходимо соответственное — бережливо заботливое. Помощь в самых элементарных вещах — покормить, одеть, обогреть, выгулять и уложить спать.
И конечно больному крайне важно оказать своевременную квалифицированную помощь специалиста. Есть разные стадии развития заболевания, так же как и с любой другой болезнью. С чем-то больной в состоянии справиться сам, достаточно примочек лопуха и травяной припарки от бабки Глаши. Есть стадии прогрессирования заболевания, когда без тяжелой артиллерии квалифицированных профессионалов точно не обойтись и есть стадия приговора, когда уже и с квалифицированными поздно.
Поэтому мой личный опытный совет — пройти хотя бы проф диагностику на стадии припарок, чтобы наверняка знать объемы и габариты своей печали. И проходить ее регулярно — как ежегодный поход к гинекологу, а при необходимости чаще. Да, найти хорошего специалиста сложно, но выполнимо.
И даже если вы на стадии гуру и сам себе великий врач и целитель, и не только себе — возможно, даже с дипломом, обращение к специалисту необходимо. Каким бы ни был крутым, опытным и гурийски продвинутым нейрохирург, он не сможет сам себе проопереировать грыжу на позвоночнике. И обращение за помощью хирурга к хирургу совершенно не умаляет изначальных заслуг и лавров первого. Я в итоге приняла эту истину, сложила все свои эзотерично нутрициологичные дипломчики с налетом психо и пошла на терапию. И о чудо! — Это работает и дипломы мои не потускнели, а вот кукуха знатно похорошела.
Но если однажды мой когнитив даст сбой, а именно он держит меня в периоды обострения моего депрессивного дна, если мои нейроны уйдут в адскую яму, я не смогу поставить на стоп вовремя и перейду таки на сторону грешников в закрытом гробу, тех, что без попа и прочих почестей заунывного прощального монотона, — я не хочу комментариев на умерших страницах моих соцсетей аля как же так, какая была озорная петрушка и вдруг так неожиданно… Таким комментаторам дорога лесом и молча. Незнание не освобождает от ответственности. И если дочитали до здесь — вы точно знаете. Сомневаетесь — гугл в помощь. И это не призыв к жалости. Моя хроническая жалкая пожалейка в приличной ремиссии. Я принимаю свою болезнь и я вижу если не свет, то просветы намечены.
Это скорее мой гражданско человечный долг. Как я считаю своим долгом остановиться и оказать посильную помощь прохожему в беде, так я считаю своим человечным долгом сообщить о том, что не всегда беда очевидна и не обязательно истекать кровью, чтобы нуждаться в помощи.
Дорогие мои самоубийцы, и я в том числе (надо распечатать на холодильник). Пожалуйста, если вдруг вы сейчас хотите уйти, или периодически или когда либо вас настигала, настигает или настигнет эта мысль. Если случится так, что ваша жизнь видится вам серым неудавшимся говном без смыла, весь мир говно, и вы в нем как будто рулите среди всего говна и неудачников, и это все так эпически бессмысленно и печально, что умереть и сдохнуть кажется единственным выходом. Не кажется — вы в этом уверены. Помните!!! Это не ваши мысли и это не есть реальная картина мира. Просто ваши нейрончики дали сбой и ваш мозг не может синтезировать краски, радость, смысл и не может сформулировать и обозначить ваше величайшее достоинство и вашу важность, которые у вас непременно есть. Ибо важность, смысл и счастье, и чего еще там, всем раздают по умолчанию при рождении, их просто не может не быть и их еще можно сколько угодно наращивать и увеличивать. Серая бессмысленная жижа отчаяния — это не ваши мысли! В вашей жизни есть смысл и вы нужны нам! Скорее бегите к врачу, ищите поддержку. Вы просто больны, вам нужна адекватная грамотная помощь. Нужно подкорректировать нейрончики и жизнь вернется. Обнимаю каждого из вас!
P.S. Если жизнь вокруг реально непросветное серое говно, и это подтверждают здоровые свидетели, а также записи видео наблюдения со спутника — тоже не отчаивайтесь. Можно подкорректировать нейрончики и даже реальное серое говно заиграет всеми красками радуги и всеми красками самой дорогой палетки от Джеффри Стар.
По средствам коррекции отдельный пост.