Если вам нечем растопить камин и подпереть на даче шкаф - Золотой Диван спешит на помощь! По аналогии с книжной полкой должно быть и место, где будем собирать и разбирать всякое инфоцыганство про футбол, какую-нибудь адову графоманию, ахинею и просто плохие книги. Их будет намного больше, потому что 90% чего угодно - отстой. Да, перед нами закон Старджона. А это значит, что в помойку книги будут лететь пачками. Или сериями. Мешками, короч.
Назло и вопреки мы попытаемся найти в плохих книгах хоть что-то ценное, потому что даже в книгах Дарьи Донцовой есть рецепты пирогов и особенности ухода за мопсами. Но если не найдём - не обессудьте.
Творчество Николая Ярёменко
Если вы футбольный блогер, уставший от поисков учебника по кликбейту - он перед вами. Любая книга Николая желтее формы ФК "Ростов" и нападающего "Тоттенхэма" Хон Мин Сона. Да, там целая серия книг, причём от "Футбол убьёт Россию" недавно автор перешёл к "Футбол спасёт Россию". То есть это ещё и учебник по переобуванию в прыжке. Написано бодро, интересно, с высоким градусом обличающего пафоса, но дочитать до конца всё равно не удастся. Если вы адекватный человек, конечно же. Автор излагает множество "жареных" фактов про отечественный ногомяч, но в какой-то момент это перестаёт быть спортивной публицистикой, а становится истеричными воплями Пиявки из "Лунтика": "ААА!!! ВСЁ ПЛОХО-ПЛОХО-ПЛОХО!!!" И тут вроде бы по сюжету надо звать Пескаря Иваныча с тётей Мотей, а потом вспоминаешь, что это всё взрослый мужик писал. Про жизнь взрослых мужиков. Главный редактор чего-то там. А, ну да, радио "Спорт" главный редактор же! Которое он возглавлял, возглавлял и... развалил. Подробности у бывших работников радиостанции. Если вы случайно бывший - контакты в приветственной статье. Дадада, в книжках мы имеем огненный обличающий пафос, а как доходит до дела, то всё получается ровно наоборот - то есть как то, что в своих книжках Николай бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Бичует и порицает. Да, именно столько бичует и порицает. И так в каждой книге.
Но давайте всё-таки о хорошем - если вам интересно, где набрались публицистической мудрости Борзыкин и Кузьмич (а от них и остальные блохеры помельче), откуда у них такие броские и кричащие заголовки по любому самому незначительному поводу и всегда однобокое освещение любых событий - рекомендуем книжки Николая Яременко. Методы реально рабочие - мы не шутим. Кто скажет, что не читал - врёт.
ГДЕ ВЗЯТЬ: пусть там и лежит. Ну разве что на розжиг мангала.
WARNING: при прочтении у меня закоротил монитор. Он старенький, конечно, был, но всё равно неудобно получилось.
Творчество Игоря Рабинера
Допустим, у вас есть друг-издатель, готовый выпускать любое, абсолютно любое ваше писево. А вы хотите про футбол, но не знаете, как. И чтобы побольше, побольше. И про всё. И сразу. Что ж, тогда у вас один путь - припасть к широкой груди Игоря Яковлевича Рабинера, патриарха российской спортивной журналистики. Эта мощная грудь вскормила уже как минимум два поколения гиен клавиатуры, заполнивших своими выделениями отечественную спортивную прессу. И на вас там тоже хватит молока. Или чем он там вскармливает, мы не проверяли. Вы научитесь быстро и грамотно писать мощнейшие многостраничные повествования ни о чём, размазывать один интересный или кажущийся вам интересным факт на 15-50 страниц, давить пустопорожнего умняка, сражая наповал домохозяек и любителей футбола с IQ табуретки. А также лить воду, нагонять объём, брать килознаками, подавлять массой, длительностью и толщиной. В этом плане как учебник писательского мастерства любая книга Рабинера уделывает Умберто Эко, Варгаса Льосу и даже продвигаемого Дзеном Ильяхова. Не просто уделывает - кроет как бык овцу. Но если вы воспринимаете это как футбольную публицистику - обратитесь, пожалуйста, как можно скорее к квалифицированному специалисту в районном ПНД.
ГДЕ ВЗЯТЬ: везде. Но зачем?
Серия автобиографий итальянских футболистов на примере "Автобиографии" Алессандро дель Пьеро
Серия Эксмо: Иконы спорта теоретически должна была побаловать любителей футбола автобиографиями знаменитых мастеров игры. Героев прошлого, кумиров миллионов. Вот только не надо сейчас начинать "это у Ивана бомбануло, потому что из-за Дель Пьеро с "Ювентуса" погнали Баджо" - у Ивана из-за другого бомбануло. И не только у Ивана. Книжка дошла к нам через года и километры, но счастья никакого. Говорят, что читается за три часа, но креативщик Дивана прочёл за 20 минут. Очень долго работал редактором. Намного дольше, чем тот, кто выпускал эту книжку. Да, там типографические ошибки, стилистические косячки, всякая ерунда по мелочи. Ну и переводчик явно не Нора Галь.
Специально для модераторов Дзена! Нора Галь - это не завуалированный мат или непристойность, это Элеонора Яковлевна Гальперина, советская переводчица, литературовед, критик и теоретик перевода, редактор. В её переводах мы знаем Камю и Сент-Экзюпери, Кларка и Азимова, Шекли и Старджона (с которого начинается эта статья). Премия имени Норы Галь вручается лучшим отечественным переводчикам. С парочкой из таких я знаком. И это не тётенька из "Эксмо", которая Сашкину автобиографию перевела.
В книге реально нечего читать, но что-то мы Сашку заклевали совсем, давайте о полезном. Оно там есть, полезное - в частности, Дель Пьеро много и вкусно рассуждает о важности индивидуальных тренировок. Об этом, конечно, лет за 30 до него можно было прочитать у Гавриила Качалина, но пусть дед Гаврила будет для дедов вроде нас, а Санёк - для молодёжи. Едем дас зайне, лишь бы все были здоровы. И второе - глава 9 "Стиль", стр. 125-136. Из 20 минут чтения примерно 6 потрачены именно на неё - там действительно ценные сведения о том, что такое стиль в футболе и куда его применять. Хотя вот руку на сердце ложа - для кого из нас Алессандро Дель Пьеро является главным стилягой футбола? Бекхэм, Жинола, Баджо, Давидс, Зеедорф, Игита, Вальдеррама, Хорхе Кампос - вот ребята с узнаваемым стилем, и вряд ли Дель Пьеро когда-то был первым среди них. Но, тем не менее, глава полезная. В отличие от остальных.
В этой же серии представлены Пирло, Буффон и кто-то ещё. Все книжки выполнены в едином формате - много воды, вынесенные на отдельные страницы "важные" мюсли, минимум чего-то стоящего. По большому счёту, это книги не для чтения, а чтобы поставить на полку корешком на самое видное место - тогда гости будут сразу выкупать, что хозяин любит итальянский футбол старой школы. А что, кто-то другой его не любит? Ну или шкаф подпереть.
ГДЕ ВЗЯТЬ: везде. Многое уже оцифровали. Но зачем?
Это был дебютный выпуск помоечки. Гори-гори ясно.