В июне отметила юбилей одна из самых ярких и талантливых артисток Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Валентина Прокопенко. В адрес именно этой актрисы прилагательные «яркая», «характерная» и «талантливая» звучат не как клишированные фразы из характеристики, а как слова, которые может подтвердить любой, кто хоть раз видел Валентину на сцене.
Валентина Прокопенко пришла в абаканский Русский театр в 2005 году, сразу же после того, как окончила Алтайский государственный институт культуры и искусств. Индивидуальность и талант молодой артистки сразу же заметили и оценили: уже через год за роль Галки Четвертак в спектакле «А зори здесь тихие…» Валентина удостоилась награды в номинации «Лучший дебют» на открытом театральном конкурсе актерских работ «Таланты и поклонники». А еще через год ее Купава из спектакля «Дар любви» была признана лучшей женской ролью на республиканском фестивале профессиональных театров «Волшебные кулисы».
Валентина Прокопенко — пример молодой артистки, каких в хорошем смысле слова сегодня днем с огнем не найти. Ее отличительная черта — редкая в современном театре профессиональная способность оставаться исполнительницей, не становиться соавтором спектакля, не выстраивать модных «горизонтальных связей» автор — режиссер — актер, а четко делать то, чего требует постановщик. Эта, кажущаяся молодым режиссерам анахроничной, иерархия процесса постановки спектакля дает артистке внутреннюю свободу для создания одного персонажа, которого она самостоятельно филигранно вписывает в фабулу целостного произведения. Этот поиск исключительно внутри себя, копание в собственных чувствах и глубокая рефлексия над ролью помогают Валентине создавать образы, которые вряд ли можно было бы повторить при другом подходе. Кажется, какая бы сложная актерская задача ни стояла, Валентина исполнит ее легко и всегда, как принято выражаться на профессионально сленге, «туда». Такое понимание профессии восхищает и режиссеров, работающих традиционно, и тех, кто требует соавторства. На моей памяти новые приглашенные режиссеры, отбирая артистов для спектаклей и лабораторий, всякий раз уверенно утверждали на роль неизвестную, но впечатлившую их со сцены артистку.
Оценить широту актерской амплитуды Валентины Прокопенко невозможно без тщательного анализа сыгранных за семнадцать лет ролей, почти всегда главных. Все ее роли женственны, и женское там тоже нужно искать в разном. Будь то бунтарка Антигона или покорная Василиса из спектакля «Дело святое», героини создаются Валентиной на стыке двух парадоксальных явлений: актерско-женской эмансипации и понимания патриархальных устоев мира и самой сцены. Ее актерские работы словно возвращают на сцену персонажей, преисполненных первозданной, даже первобытной женской энергии — энергии сексуальности, метафизической сложности, духовной и психологической многослойности, сострадания и любви. Эта дихотомия, сталкиваемая в одном образе, дает ощущение «бесстрашной нежности» или «нежной решимости», которая и возвращает на сцену существо сложное, эмоциональное, противоречивое — женщину. Валентина Прокопенко отвоевывает право быть ею на сцене.
И все же эти героини не давали полного профессионального удовлетворения девушке. Валентина — покорная артистка, мечтавшая сыграть не просто непокорную героиню, антагонистку, как Антигона, а настоящую антигероиню. Этой антигероиней стала Наталья Петровна в спектакле «DJ Чехов» (по пьесе «Три сестры» Чехова, режиссер Эдуард Шахов). Валентина выделяет единственный доступный для ее героини метод манипуляции окружающими — сексуальность, и делает это главным средством в достижении целей по узурпации власти в доме Прозоровых. Здесь, как и прежде, артистка переплетает в одной роли женскую эмансипацию и понимание патриархальных устоев, начиная захват власти с порабощения мужской воли. Словно в компьютерной игре, где нужно устранить главаря. Этим главарем является хоть и слабый духом, но мужчина. Путь героини к власти — не без помощи самого Чехова — Валентина прокладывает через мужчину.
Сыграв свою первую антигероиню, артистка не только воплотила давнюю мечту, но и резко повысила профессиональный статус в глазах зрителей и коллег. Мощная, в совершенстве владеющая ремеслом, Валентина Прокопенко вступила в новую эпоху создания зрелых и женственных героинь, и, конечно же, антигероинь.
Мария БЕКК
Фото Е. Павленко, М. Педоренко, Е. Станкевич