Найти тему

Персональная выставка Андрея Софьина «Сновидения»

Андрей Софьин родился 11 марта 1962 года в городе Пермь. Окончил художественно-графический факультет Пермского педагогического училища. Член Союза художников России (Санкт-Петербургское отделение). Автор более 3500 живописных, графических и монументальных работ, один из организаторов и член правления Петербургского Пастельного общества. С 2010 года живет и работает в Израиле, является членом Объединения профессиональных художников Израиля. Его работы хранятся в корпоративных и частных коллекциях России, США, Англии, Франции, Канады, Австралии и др. Участник многочисленных персональных и коллективных выставок в России, Израиле и Европе.

На открытии выставки. Слева направо: Андрей Софьин, Георгий Сметанин, Анатолий Саклаков.
На открытии выставки. Слева направо: Андрей Софьин, Георгий Сметанин, Анатолий Саклаков.

Мы привыкли замечать только то, что научились видеть, и только так, как нас этому обучили. Привычка анализировать предметный мир с помощью органически усвоенных законов оптики, наверное, досталась нам от диких животных, для которых зрение есть только функция инстинкта выживания. Однако история изобразительного искусства, восходящая к эпохе Палеолита, имеет под собою иную основу и может быть представлена как долгое и непоследовательное развитие не обременённых прагматическими целями способов визуального воспроизведения материи.

Картины Андрея Софьина, исполненные в технике пастели, воспринимаются не как нечто, фиксирующее изображения материального мира, но, скорее, как спонтанная запись умственной и эмоциональной реакции художника на видимые или, скорее, сно/видимые образы.

Основой иконографического лексикона его сюжетных картин становятся почти ирреальные персонажи с детскими пропорциями и детскими же чертами лиц, весело играющие друг с другом, прогуливающиеся по улице, грустящие в одиночестве или входящие в нежные лирические объяснения. Утончённый лиризм, подчёркнутый традиционным для романтиков всех времён контрастным противопоставлением сине-голубого, сиреневого, золотисто-жёлтого и изумрудно-зелёного цветов, с редким обращением к красному, пронизывает всё творчество этого художника.

Образная система Андрея Софьина родственна символизму эпохи fin de siècle, выросшему из интеллектуального протеста против позитивистского мировоззрения и материалистического понимания мира. Художник Одилон Редон, одна из ключевых фигур той отдалённой эпохи, в своём дневнике под названием «Себе самому» («A soi-même»), который вёл почти полвека, неоднократно подчёркивал значимость воображения в искусстве, опираясь на принцип «главного глазами не увидишь». Он писал: «<…> Некоторые люди решительно хотят свести работу художника к изображению того, что он видит. Те, кто остаются в пределах этих узких рамок, ставят перед собой невысокую цель. Старые мастера доказали, что художник, выработавший собственный язык, и заимствовавший у природы необходимые средства выражения, – обретает свободу и законное право черпать свои сюжеты из истории, из поэзии, из своего собственного воображения». Думается, что под этими словами вполне может подписаться и Андрей Софьин.

Академическая формула рисования у Андрея Софьина безраздельно приносится в жертву экспрессивному выражению некоей экзистенциальной идеи, связанной с неопределённым страхом или тревогой. Тревожная интонация, как ни странно (возможно, по инерции зрительского восприятия), звучит, и в его «несюжетных» картинах, отображающих природу, – будь то сирень, цветущий барбарис или тюльпаны. В некоторых картинах последнего времени («Движение», 2021, и др.) Андрей Софьин отдаёт дань невзыскательным «мелочам», составляющим звенья периферийной городской жизни. Но и здесь тепло лирической чувственности торжествует победу над прозой обыденного сознания, сновидения – над навязчивой банальностью материального мира.

Автор текста: Дмитрий Яковлевич Северюхин, советский и Российский историк русского искусства, доктор искусствоведения