Найти в Дзене
diletant.media

Что Рубенс изобразил на картине «Три грации»?

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы. Сюжет Следуя античным традициям, живописец поместил граций в круг. Богини словно застигнуты в момент веселья, они не позируют. Фигуры их, с одной стороны, полны энергии, жизни, с другой, — расслаблены, в неге. Они олицетворяют гармонию тела и духа, воспевают радость жизни и вечность. Для поддержания этой идеи Рубенс использует в избытке синий цвет, связывая земной мир и небесную высь. В мифологии Древней Греции хариты (грации — в древнеримской версии) были богинями красоты, изящества, радости. Аглая, Ефросина и Талия прислуживали на пирах, создавали приятную атмосферу и всячески развлекали гостей. Традиционно в искусстве — как в живописи, так и в скульптуре — их изображали обнаженными или слегка прикрытыми прелестницами, всегда вместе, причем так, чтобы две стояли лицом к зрителю и одна спиной. Холодное мраморное сияние кожи говорит о том, что Рубенс п
Оглавление

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы.

Сюжет

Следуя античным традициям, живописец поместил граций в круг. Богини словно застигнуты в момент веселья, они не позируют. Фигуры их, с одной стороны, полны энергии, жизни, с другой, — расслаблены, в неге. Они олицетворяют гармонию тела и духа, воспевают радость жизни и вечность. Для поддержания этой идеи Рубенс использует в избытке синий цвет, связывая земной мир и небесную высь.

«Три грации» Рубенса. Источник: livingadamis. it
«Три грации» Рубенса. Источник: livingadamis. it

В мифологии Древней Греции хариты (грации — в древнеримской версии) были богинями красоты, изящества, радости. Аглая, Ефросина и Талия прислуживали на пирах, создавали приятную атмосферу и всячески развлекали гостей. Традиционно в искусстве — как в живописи, так и в скульптуре — их изображали обнаженными или слегка прикрытыми прелестницами, всегда вместе, причем так, чтобы две стояли лицом к зрителю и одна спиной.

Холодное мраморное сияние кожи говорит о том, что Рубенс писал граций под впечатлением от античных скульптур. Моделью для одной из богинь была вторая жена художника Елена Фоурмен. До смерти художника в 1640-м картина находилась у него дома. Затем вдова решила уничтожить все полотна, на которых она присутствовала в обнаженном виде.

«Три грации» Рафаэля. Источник: wikimedia.org
«Три грации» Рафаэля. Источник: wikimedia.org

Судьба художника

В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть учениками Рубенса.

Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около 3000 картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене.

Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. Источник: wikipedia.org
Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. Источник: wikipedia.org

Мать прочила Питеру Паулю Рубенсу карьеру серьезного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учебу в Рим. Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью «встроиться» в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени.

Рубенс постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки. Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них.

Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования еще и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.

Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. Источник: wikipedia.org
Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. Источник: wikipedia.org

Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес, Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.

Подробнее