Одна очень популярная у нас писательница, философ и блогер на днях опубликовала статью, в которой рассуждала об смартфонах и природных ресурсах. Мол, смартфоны – это очень хорошо, конечно, а природные ресурсы – еще лучше. И если страна не умеет производить смартфоны, но зато богата природными ресурсами, опасаться ей за свое будущее не стоит, даже если в нее перестанут завозить смартфоны. Мол, произвести эти самые смартфоны могут везде, а природные ресурсы есть не везде. И те, кто отказался к нам смартфоны завозить, еще попросят у нас эти природные ресурсы.
Так писательница отвечала, судя по всему, на статью какого-то экономиста, который предвещал стране непростое будущее в связи с полным исчезновением импорта технологий и оборудования. Писательница горячо осуждала этого экономиста и даже выражала сомнения в его компетентности. Не очень он и экономист, отмечала она, плохо в своем экономическом институте учился, раз такое пишет. А она-то прекрасно знает и понимает, что природные ресурсы – это главное. Без них ничего не произвести.
Если бы такое в своем блоге написала я, вы бы, дорогие друзья, «закидали бы меня тапками» в комментариях. Вы сказали бы, что добыть и переработать природные ресурсы – это не лопатой их выкопать и переложить в ведро. Для добычи, обработки и даже хранения нужно довольно высокотехнологичное оборудование и оснащение. И как раз с таким оборудованием у нас как раз проблемы и будут – не о смартфонах даже речь-то. А чтобы такое оборудование произвести, нужны условия – хорошо оборудованные заводы, обученные специалисты, умные и высококвалифицированные разработчики, отличные зарплаты и условия труда.
Всего этого у нас наблюдается далеко не в таком изобилии, как природных ресурсов, а грамотные разработчики тоже как-то не особо задерживаются в стране. Не очень им хочется без смартфонов жить. И вообще – жить таким разработчикам хочется далеко не в каждой стране, а природные ресурсы есть во многих странах, помимо нашей. Поэтому самой большой ценностью сегодня в мире являются как раз-таки не ресурсы, а обученные специалисты – их не так много, и они могут условия труда и жизни для себя выбирать.
Еще вы, дорогие читатели, наверняка бы написали мне, что в данный момент я печатаю эти буквы не на сырой нефти или каменном угле, а на продукте как раз-таки тех самых высоких технологий, которых у нас в ближайшем времени скоро не будет. И были бы совершенно правы. Вы осудили бы меня, а те немногие другие читатели, которых я бы этой статьей ввела в заблуждение, прочитали бы ваши комментарии и этот обман не состоялся бы. Я, конечно, все равно была бы ответственной за свой обман, но небольшое количество подписчиков и открытые комментарии сделали бы эту ответственность относительно небольшой.
У этой же писательницы в подписчиках более 300 тысяч читателей. Ту статью прочитали более 33 тысяч. И комментарии у нее в блоге закрыты. То есть в заблуждение она ввела огромное количество человек, никто из которых не смог ей ни возразить, ни поспорить. Выше ее мера ответственности, чем была бы моя? Конечно. Именно так ответственность и измеряется. Чем больше возможностей для какого-то действия – тем и ответственность за это действие больше.