Очень часто в своей практике встречаю предпринимателей, которые и не задумаются о серьезности ситуации, когда меняют отдельные элементы товарного знака (чужого) и добавляют новые. Да, одно дело – непредумышленное, и совсем другое – преднамеренное действие.
Возьмем ситуацию. Недобросовестный конкурент, желая создать впечатление о принадлежности своего товара к другому производителю, меняет один (а бывает, что и несколько) незначительных элементов.
Нужно рассматривать общее впечатление о продукте. Действительно ли он похож на продукт другого производителя? Или упаковка продукта похожа на упаковку другого товара? Или графическое обозначение (логотип) компании, похож на логотип другой, более известной компании? И если он действительно похож, то может считаться обозначением, который может ввести потребителя в заблуждение. А это уже нарушение.
Например, возьмем упаковку чипсов Pringles. Все знают, как она выглядит: это коробка цилиндрической формы с пластиковой крышкой, на этикетке нарисован человечек с усами в «бабочке» и надпись Pringles. И предположим, недобросовестный конкурент, желая увеличить количество продаж своего товара, пишет не Pringles, а PringLess, делает очень похожую цветовую гамму, человечек будет не в «бабочке», а в галстуке, например. Потребитель видит практически то же самое, что видел всегда.
А ведь по результатам последних 5 лет исследований в области маркетинга, было выявлено, что покупатель особо не разглядывает продукт, если он покупает не первый раз. Даже если он видит несущественные отличия, он думает «ну, наверное, компания сделала небольшой легкий ребрендинг».
Основной смысл товарного знака – уникальность, сделать так, чтобы глядя на упаковку какого-либо продукта, потребитель понимал, кому конкретно (какому производителю) она принадлежит.
А практика арбитражных судов показывает, что в таких ситуациях суд встает всегда на сторону правообладателя товарного знака.
А п.1 ст.1515 ГК РФ четко говорит, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. И за такое нарушение существует определенная ответственность.
Чтобы проверить – не пересекается ли ваше название или логотип с уже зарегистрированным товарным знаком - пишите в сообщения сообщества или под постом.