Найти в Дзене
Сinemaтека

Фильм Сергея Микаэляна о любви по «собственному желанию»: «Чем больше думать о других, тем легче жить на свете»

Бывший велосипедист Игорь Брагин упал, не может встать и гибнет — засасывает пустота и бессмысленность. Вера Силкова — добрая душа — безотказная скромная честная наивная девушка, считающая себя некрасивой. Неслучайная «случайная» встреча и двое договорились — влюбиться по собственному желанию. Режиссёр Сергей Микаэлян, попавший на войну в 18 лет, логически и математически доказал себе как теорему, что если не бояться, то пуля не убьёт. А после того, как пробирался к своим по усеянной трупами «долине смерти» под Ржевом, не боялся уже ничего. Но старался жить не только за себя, но и за них, за солдат, оставшихся на поле битвы, зачастую неизвестных. И снимал кино о людях и для людей. Кинолентой «Влюблён по собственному желанию», вышедшей в 1982 году, Сергей Микаэлян хотел призвать людей к самовоспитанию и осознанию, осенившему главного героя: «Я есть!» А значит, ответственен за всё, что происходит со мной. Ответственен за тех, кто рядом, и за тех, кого уже нет, кто отдал жизнь за меня. Лю

Бывший велосипедист Игорь Брагин упал, не может встать и гибнет — засасывает пустота и бессмысленность. Вера Силкова — добрая душа — безотказная скромная честная наивная девушка, считающая себя некрасивой. Неслучайная «случайная» встреча и двое договорились — влюбиться по собственному желанию.

Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию»

Режиссёр Сергей Микаэлян, попавший на войну в 18 лет, логически и математически доказал себе как теорему, что если не бояться, то пуля не убьёт. А после того, как пробирался к своим по усеянной трупами «долине смерти» под Ржевом, не боялся уже ничего.

Но старался жить не только за себя, но и за них, за солдат, оставшихся на поле битвы, зачастую неизвестных. И снимал кино о людях и для людей.

Сергей Микаэлян (в центре). На съемках фильма «Влюблён по собственному желанию»
Сергей Микаэлян (в центре). На съемках фильма «Влюблён по собственному желанию»

Кинолентой «Влюблён по собственному желанию», вышедшей в 1982 году, Сергей Микаэлян хотел призвать людей к самовоспитанию и осознанию, осенившему главного героя: «Я есть!» А значит, ответственен за всё, что происходит со мной. Ответственен за тех, кто рядом, и за тех, кого уже нет, кто отдал жизнь за меня.

Людям нужны люди. А если рядом их нет, появляется система аутотренинга. Ты внушаешь себе, что счастлив. Но надо быть честным, это помогает недолго. Нельзя стать счастливым без людей любимых и любящих.

Двое решили проверить теорию практикой — полюбить друг друга с «научным» подходом, не выискивая материальных выгод, найти в другом красоту.

Сценарий фильма Сергей Микаэлян писал вместе с Александром Васинским, журналистом «Известий». Писали долго, переписывали и не могли закончить. Помог Виктор Мережко, в короткий срок внёсший изменения и доработавший сценарий, но не пожелавший быть третьим сценаристом в титрах.

На роль главной героини без проб, раздумий и сомнений была приглашена Евгения Глушенко, несмотря на то, что по сценарию Вера худа и с длинным носом. Решили — героиня начинает работать над собой и худеет, а пока актрисе пришлось «терпеть» работу гримёров, полнивших её и наносивших на лицо прыщики и пятна.

Евгения Глушенко и Олег Янковский, исполнители главных ролей
Евгения Глушенко и Олег Янковский, исполнители главных ролей

Поиски актёра на роль Игоря Брагина были длительные, много проб и отказов. По сценарию Брагину около 25-ти. Актёры этого возраста режиссёра никак не впечатлили.

Евгения предложила Янковского, которому было за 30. Олег Иванович был знаком Сергею Герасимовичу по картине «Премия» (1974 год), они были дружны. И сценарий вновь «пересмотрели».

Янковский согласился без раздумий, позже назвав эту роль подарком. Готовясь к съёмкам, «стажировался» в заводском цехе. И развеял сомнения, что не сможет сыграть опускающегося на дно бывшего спортсмена, который оттолкнувшись от дна, все-таки вынырнул и вернулся к свету. И помогла ему любовь.

И Вера Силкова становится другой, она полюбила, минуя внушения и самоубеждение, и к жизни загорелись глаза, так поразившие Игоря.

В силу занятости Олега Янковского съёмочная группа ездила в Ташкент, где актёр с театром «Ленком» был на гастролях. Там сняли сцены поиска солдатской могилы, для чего специально привезли обелиски, ведь в Ташкенте нет солдатских захоронений.

А Янковский, вспоминая то время, писал, что метался в «Бермудском треугольнике», одновременно снимаясь ещё и в фильме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву», и работая в театре. Но роли нравились, и это давало силы.

Вера Силкова и Игорь Брагин, встреча на вокзале
Вера Силкова и Игорь Брагин, встреча на вокзале

Евгений Глушенко, одна из немногих советских и российских актрис, удостоилась приза за лучшую женскую роль. За роль «дурнушки» Веры ей вручили «Серебряного медведя» на 33-м Берлинском кинофестивале.

Эксперимент удался — герои чувствуют друг друга, они полюбили, а не просто влюбились. И продолжения не надо — не стоит убеждать нас в этом — мы верим!

Дорогие читатели, спасибо вам! Подписывайтесь на канал и давайте общаться!

#кино #знаменитости #советское кино #советские актёры #кинематограф