Основные данные о фильме. Американский биографический спортивный художественный фильм «Тоня против всех» (англ. «I, Tonya»; букв. — «Я, Тоня») режиссёра Крейга Гиллеспи вышел на экраны в 2017 году. В фильме снимались Марго Робби в роли Тони Хардинг, американской фигуристки-одиночницы, Себастиан Стэн в роли Джеффа Гиллоули, бывшего мужа Тони и Эллисон Дженни в роли Лавоны Фэй Голден, матери Тони.
Сюжет. Тоня родилась в не совсем благополучной семье, она была пятым ребенком от четвертого мужа своей грубой и жестокой матери. С отцом у Тони были хорошие дружественные отношения, однако он бросил семью, когда Тони была совсем маленькой. Она бежала за машиной отца и умоляла его: «Не оставляй меня с ней!». Еще в 4 года мать отдала ее на фигурное катание и Тони сразу демонстрировала свой талант. Мать заставляла ее много трудиться на льду. У Тони был сложный упорный характер, а внешний вид не соответствовал тому как предписано выглядеть фигуристки, представляющей Америку. В подростковом возрасте на катке Тоню заметил Джефф, они влюбляются и женятся. Однако их семейная жизнь не удается, Джефф бьет Тони, они много ссорятся, несколько раз расходятся и снова сходятся, потому что страдают зависимостью друг от друга. Не смотря на то что Тони в 1991 году она выиграла чемпионат США и заняла второе место на чемпионате мира, а также стала второй женщиной в истории и первой американкой, выполнившей тройной аксель на соревнованиях, ей не удалось продолжить заниматься тем, чему она посвятила все свое детство и юность, так и не получив должного образования. На чемпионате по фигурному катанию 1994 года в США уже бывший муж Тони Джефф Гиллоули и ее телохранитель, а также друг Джеффа Шон Экардт подговорили некоего Шейна Стэнта сломать ногу основной конкурентке Тони Нэнси Керриган. Этот инцидент повлиял на репутацию и спортивную карьеру Тони. Ее навсегда отстранили от фигурного катания, позже она стала заниматься боксом, вышла повторно замуж, у нее есть дети и собственный бизнес в сфере ландшафтного дизайна.
Психоаналитическая интерпретация. Рассматривая отношения Тони с матерью, стоит отметить, что мать к ней относилась потребительски, она давила на нее, унижала, оскорбляла, манипулировала ею, называя это любовью, а Тони неблагодарной и избалованной. Образ матери фалличный, она с сигаретой в руках привела маленькую Тоню на фигурное катание, с чего и начался путь Тони в большом спорте. Со словами «Плохо! Ничего выдающегося! Может хоть постараешься? Больше мне делать нечего, сюда кататься», мать не пускает Тони даже в туалет с катка, после чего девочка описалась. Мать считала, что лишь на льду она ее «драконила», а в остальном у нее было нормальное детство.
Позже, когда отец покинул семью, денег стало еще меньше. Девочка выглядела хуже на фоне более удачливых соперниц. Ее мать была неумолима и не хотела вкладываться в эстетический образ Тони, ей лишь было важно, что она прыгает тройной. Мать Тони не была «достаточно хорошей». При том давлении и насилие, которое оказывала на нее мать, можно сказать, что у Тони не сформировались здорова Самость и здоровые объектные отношения.
Что касается отношений Тони с ее отцом, то можно сказать, что до тех пор пока он не уехал, у них были теплые дружеские отношения полные взаимопонимания, однако он не смог выдержать отношения с фаллической матерью Тони и бросил семью, когда Тони была еще школьницей младших классов. Он мог защитить Тоню от материнской агрессии, однако этого не случилось, отец оказался отсутствующим, позже его уволили и он не платил алименты. В школе их семью называли отрепьем. Тони пережила травму покинутости и отвержения от значимого для нее родительского объекта, что могло сформировать тревожный тип привязанности.
Что касается ее отношений с Джеффом, то стоит сказать, что несмотря на то, что он восхищается ее и считает ее способностью кататься на коньках ее суперсилой, Тоня сомневается в том, нравится ли она Джеффу. Она не верит в то, что он признает ее красивой, говорит, что красивый он. По началу он был милым, но через пару месяцев стал ее поколачивать, ее мать тоже била ее из любви, как и он.
Когда она стала лучшей фигуристкой-одиночница в мире, это застало Джеффа врасплох, он стал бить ее чаще, она вызвала полицию, ему дали запрет на приближение, однако позже они снова сошлись и после того, как он направил на нее пистолет и полиция не помогла, она перестала с ним общаться. Заметно, что Тоня зафиксирована на орально-анальной стадии своего психосексуального развития, не пройден Эдипальный конфликт. Здесь прослеживает такая психологическая защита как проективная идентификация.
Однажды она спросила у одного из членов жюри о том, почему ей занижают оценки, несмотря на то, что с технической стороны она каталась лучше всех, на что член жюри ответил: «Дело ведь не только в твоих умениях, ты не соответствуешь нужному образу лицом нашей страны, кто-то из идеальной семьи, ты как позорное пятно». После чего Тоня решила восстановить отношения с Джеффом и матерью. Говорит о том, что Тоня все еще верит в хорошие отношения и не видит за этими людьми реальных людей. Нет связи с реальностью, присутствует идеализация, излишняя доверчивость, что характерно для инфантильных личностей, не имеющих сформированного «Истинного Я».
После того как соучастник Джеффа напал на ее конкурентку, Джефф ее предал и заявил, что она знала о готовящемся нападении заранее. Также ее мать пришла к ней в дом с диктофоном, чтобы выпытать то, что она знала о нападении, что тоже было ударом для Тони.
Несмотря на плохие отношения со своим первым тренером, именно она поддержала Тони и помогла со своим ее мужем-адвокатом подать иск на спортивный комитет. Однако Тони все ненавидели и в итоге комитет лишил ее возможности кататься.
Тоня пошла в женский бокс, ведь всю жизнь она только и знала, что насилие. Тони считает, что это лишь история ее жизни, ей важно, что она хорошая мать. Тони умеет относится к людям с эмпатией, ее психика имеет депрессивную динамику.
Заключение по фильму. Необходимо сделать вывод, что психика Тони была зафиксирована на ранних стадиях психосексуального развития, обладает такими защитами как проективная идентификация и идеализация , есть непройденный «репрошман», отсутствие «достаточно хорошей матери», нарушенный зависимый тип привязанности, неразвитая здоровая Самость и отсутствие здоровых объектных отношений, холодная нарциссичная мать, отсутствующий отец, несформированное «Истинное Я». У Тони была нестабильная семейная обстановка, развод родителей, в связи с этим потеря отца, садистичная мать, которая пристыжала часто ее и использовала как нарциссическое дополнение. Имелось самовосхваление, чувство превосходства в связи с нахождением в спортивной конкурентной среде. Тоню можно отнести к зависимому типу личности с нарциссическими чертами. #тоняпротиввсех