Найти в Дзене
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Что ты видишь на картинке

- Что ты видишь на картинке? - спрашивает Настя.

А там нарисована девочка-хулиганка, которая явно разнесла квартиру, ибо беспорядок на заднем плане, но она - очевидно кайфует.

Пеппи
Пеппи

- Пеппи длинный чулок, веселая, безбашенная, беззаботная. Вижу рисунок, олицетворяющий детство. Такое, каким оно должно быть.

- На картинке ты? - уточняет Настя.

- Нет, к сожалению. Не я. Моё детство было... солидным. Я была такая пятилетняя взрослая женщина. Меня учили быть послушной и удобной. Я не хулиганила никогда. 

- Я слышу грусть в твоем голосе...

- Да, это она. В этом месте мне очень грустно и обидно. Но при этом - сильно радостно. 

- Почему радостно?

- Потому что эту ошибку я исправила. У моих детей вот именно такое детство. 

- Это кто-то из них на картинке? 

- Ну, в целом, да. Я люблю говорить: "Прыгать по лужам хочется в пять лет - а в сорок не хочется". И у своих детей я лужи не отобрала. Потому что помню, как мне хотелось в детстве разбежаться - и прыг в лужу! Но бабусю с дедусей кондратий хватил бы. И я не разбегалась никуда, берегла всех. Зато потом я родила детей и запихнула их в лужи - хулиганьте всласть. И сама залезла, без палева. Типа за детьми. И вот тут я потираю ладошки. И чувствую, будто... ошибку исправила.

- То есть и в 40 хочется... ну, по лужам?

- Хочется, Насть. Только тсссс.

- Оль, на картинке точно нет тебя? Или есть?

Я смотрю на картинку внимательнее, будто пытаюсь разглядеть.

- Может и есть. Знаешь, вот как у фотографов есть выражение "не в фокусе". Я пока не в фокусе, не очень узнаю себя, но... Но кажется, это и правда я. Узнаю себя в этой хулиганке... 

Вот это да. Здравствуй, Пеппи Савельева! Как ты? О, уже в сапогах? А там как раз дождь собирается. 

Ой, что будеееет!..

.....

- Что ты видишь на картинке? - спрашивает Настя.

А там нарисован человек на трамплине, за секунду до прыжка.

Прыжок
Прыжок

- Там человек, которому страшно перед прыжком.

- Ага. Страшно. Он прыгнет, как думаешь?

- Уверена, что да.

- Почему.

- На него смотрят люди. Он не может их подвести.

- Даже если не хочет?

- Да. 

- Оправдать чужие ожидания важее, чем услышать себя?

- Да. Именно поэтому этому человеку тревожно и плохо.

- Кто это, Оль?

- Это я, Насть. Это очевидно я. 

- Что тебе хочется сделать?

- Подойти и увести себя с трамплина. Или крикнуть: "Тебя никто не столкнет, не бойся! Ты не обязана прыгать!" 

- Если ты уйдёшь с трамплина, не прыгнув, станешь счастливее?

- Не факт. Я просто...не знаю, что хочу на самом деле. И не понимаю, как это понять. 

- На этой картинке ты хочешь научиться понимать, чего ты хочешь... 

.......

- Что ты видишь на картинке? - спрашивает Настя.

А там нарисована девушка, которая из темного дома выходит в сад, а там, вдалеке, море...

Море
Море

- Это девушка идет на море. Но прежде чем она дойдет, она должна пройти через сад. Точнее огород. У нас на огороде были такие же плиты. Я по ним прыгала, как по классикам. Я его ненавидела, этот огород.

- Почему?

- Ну, море рядом, а мы - на огороде лето проводили. Обидно же. Прополка, полив. А до моря - несколько минут. Меня так и учили: море надо заслужить. Море - через огород. Через преодоление. Через терпение. Нельзя выйти - и сразу море. 

- Нельзя?

- Неа. Всё хорошее в жизни даётся трудно. Мне так всё детство говорили, и словами, и поступками. И я выросла с этой установкой. И не могу взять то, что легко. Я его не ощущаю своим. А вот если я употела вся, устала, перенапряглась - то вот тут моё. Например, деньги. Однажды я выиграла деньги в лотерею. И не поняла их. Это зачем они, это как? И отдала на благотворительность: будто они у меня транзитом. А вот те, что даются через бессонные ночи, через ночные перелёты, через слёзы от усталости, я понимаю. Это мои, кровно заработанные, сложные.

- Ты же сама сказала, что это установка. Она тебя устраивает или хочешь заменить?

- Хочу заменить. Я устала. А можно?

- Можно. Можно "тяжело" заменить на "легко". Чтобы море - сразу у дверей. Без огорода.

- Так бывает? - не верю я. 

- Конечно, - кивает Настя. 

И тут я вспоминаю, как однажды мы на море жили в эллинге. Это такой гараж для лодки, оборудованный внутри под квартиру. Открываешь двери, делаешь шаг, а там - море у ног (лодка же должна сразу в воду въезжать). Ну вот же, и правда бывает.

- Я буду скучать по "тяжело", Насть. В смысле, я привыкла к нему. Организм, который привык к "тяжело", очень недоверчив. Он не поверит, что это внезапное "легко" - ему. Будет ощущать, что обманул кого-то. 

- Кого? Хозяина лотереи? - смеётся Настя.

И я смеюсь, но так...грустно.

- Ну, ты же вот на спорт ходишь? - говорит Настя. - Ну, постой в планке. Или проплыви 10 бассейнов. Сделай себе привычно тяжело, но в чем-то другом, полезном. И потом скажи себе: "Всё, тяжело мне уже было. Теперь давайте легко". И прими то, что придёт легко...

- Ого. Отличный план.

......

- Что ты видишь на картинке? - спрашивает Настя.

А там нарисован человек с удочкой и в луче света.

Поплавок
Поплавок

- Там кто-то очень счастливый, но глупый.

- Почему?

- Он не понимает, как он счастлив. 

- Поясни, Оль.

- Ну, смотри. У него есть удочка. Удочка - это символ того, что он сможет выжить, потому что сумеет себя и других обеспечить. А значит, он защищен, ему надежно. А еще этот луч сверху... Это же Бог. Бог его... заметил. Осветил лучом. Он его хранит... То есть человек защищен от всех невзгод, во всех смыслах, и может расслабиться. А он - напряжен. Не замечает божественного луча, рыбачит, потому что... надо работать, надо рыбачить, надо преодолевать. Не может расслабиться этот человек. 

- Оль, кто на картинке?

- Кажется, я.

- Чего ты не замечаешь? Почему не можешь расслабиться?

До слёз. Мне так много дано, а я всё ищу-ищу, и вижу только поплавок...

Дура же.

Метафорические карты я всегда считала полной хренью. Когда кто-нибудь из подруг говорил, что увлечен ими, я отвечала: "С жиру бесишься. Корову бы тебе. А лучше б две".

Но тут решила сделать карты-подсказки с фразами из своих книг. Потому что каждый день люди мне пишут, что гадают по моим текстам. 

И в процессе работы над ними я подумала: "А дальше что? Как с ними работать?"

И решила взять сессию по картам, чисто понять: во что играем.

У меня была сто лет назад попытка, но я тогда не в запросе была, в лютом скепсисе. Помню достала карту, а там собака в грязи. Меня спрашивают: "Что ты видишь?" А я вижу собаку в грязи. И никаких тут метафор или смыслов. Грязь и собака. Что вы пристали ко мне? Собака и грязь. Нет, меня нет на этой картинке. На ней грязь. И собака. Гав.

 

А Настя умудрилась подсунуть мне такие карты, где на каждой - я. Подстава, конечно. А еще потом она такие вопросы задала, что все карты выстроились в логическую цепочку. 

А если учесть, что у сессии был запрос - ну, вопрос , ответ на который я искала - то... я его нашла. За час всего.

Вот это да.

Но в этом вся суть: когда ты действительно ищешь ответы, они прячутся везде. В любой метафоре. На любой картинке. Главное её порассуждать

Мой вывод: метафорические карты - очень интересная штука.

Я вчера те картинки наскринила и показывала подругам. И они совсем другое увидели на них.

А вы что видите? 

Пеппи? Страх прыгнуть? Море через огород? Благословение?

Вы есть на этих картинках?