Найти в Дзене
Психоанализ

Психологический анализ фильмаа «Мой Король» (2015)

Основные данные о фильме. Французский фильм «Мой король» режиссёра Майвенн Ле Беско вышел на экраны в 2015 году. Главные роли в картине сыграли Венсан Кассель и Эмманюэль Берко, которая удостоилась звания лучшей актрисы на 68-ом Каннском кинофестивале. Фильм был номинирован на получение премии «Сезар» 2016 года в 8 категориях, включая категории за лучший фильм и за лучшую режиссёрскую работу. 

   Сюжет. «Мой король» – это фильм о мужчине Джорджио и женщине Тони, которые в течение 10 лет поддерживают страстные и вместе с тем выматывающие взаимоотношения. Они случайно встречаются в клубе и между ними возникает страсть. Они приходят к браку с беременностью Тони, а потом разводятся, не в силах найти общий язык. Однажды Тони ломает ногу, катаясь на лыжах. После чего она вынуждена проходить лечение в реабилитационном центре, обдумывая все те годы, когда она страдала в этих отношениях с мужчиной, который ее не любил. 

    Психоаналитическая интерпретация. Анализируя главную героиню Тони, уже с самого начала просмотра фильма становится понятным, что она находится в глубокой депрессии. Ею движет мортидо – влечение к смерти. Совершая этот отчаянный спуск с горы, она как будто совершает самоубийство, она скатывается на самое дно своей депрессии. Она пытается через боль, полученной при разрыве крестообразной связки правого коленного сустава, отыграть свой болезненный разрыв с Джорджио. Психолог реабилитационного центра просит ее подумать над ее словами о том, что психосоматикой болей в колене является нежелание принять то, что произошло в ее жизни, что ей нечто сложно уступить. Однако Тони не может осознать и увидеть свой внутренний конфликт. Реабилитационный центр с многочисленными бассейнами, поддерживающей терапией – это символ матки, восстановления, перерождения после смерти, ее душа как будто умерла в мучительных десятилетних отношениях с нарциссом. Она пыталась порвать отношения с ним, но их связь была прочной как связки на ее колене, разрывая эти связки она символически через причинение себе боли, что несомненно является мазохистическим актом, разрывает с ним отношения. Однако поскольку она не взрослеет психологически, а остается инфантильной, ее связь с ее внутренним объектом не разрывается, а лишь отыгрывается во вне. Мы видим с каким обожанием она смотрит на Джорджио, заранее надев его подарок-часы в конце фильма. Она как будто намекает, что время лечит и сквозь года обиды проходят и она готова простить своего обидчика, ведь любовь, по ее мнению, лечит и исцеляет все, что является на самом деле инфантильной первичной любовью младенца к матери. Данная болезненная привязанность к объекту говорит о травме на стадии первичного нарциссизма и об оральной фиксации. 

    В фильме мало говориться о ее семье, образ матери и вовсе отсутствует. Мы видим ее отношения с отцом и братом. Своему брату Тони признается, что она не для того столько лет ждала ребенка, чтобы сбежать в тот момент, когда у нее наконец появится семья. Это говорит о том, что у не никогда не было семьи – заботящихся, восприимчивых к ее потребностям, в том числе и психологическим, любящих родителей. Она искала в этом прекрасном нарциссе прекрасного родителя, а получила издевающегося над ней «короля мерзавцев». 

   На следующий день после родов, к ней в палату приходят Джорджио и ее отец. Отец ест пирожное, которое принесли для Тони, он буквально проглатывает его, оценивая его состав. Символ поглощения и подавление женственности, с чем наверняка пыталась бороться Тони. Видимо Тони росла в атмосфере оценивания в ее родительской семье. Сына решили назвать так, как хотел Джорджио, Тони уступает, ведь ее предпочтении в имени оказываются малоценны для нее, важнее и ценнее представления Джорджио, с ценностью которого она идентифицируется. Благодаря этой проективной идентификации она наконец может почувствовать себя ценной.

   Своему брату Тони объясняет, что пройдя через трудности и наркозависимость мужа, преодолев все преграды, можно сохранить семью. В ее картине мира, как она говорила в своих речах в суде, любовь сильнее всего и сквозь неудачи можно пройти благодаря лишь магической силе любви. Брат Тони отвечает ей, что чтобы расстаться нужно быть вместе, но они сейчас не вместе. На что Тони отвечает, что она любит Джорджио, что они якобы вместе. Но брат не согласен, ведь Джорджио оставил одной рыдать свою жену. Тони хочет дать Джорджио шанс, она не хочет обрекать своего сына жить в такой семье, она верит, что у нее получится изменить мужа. На что ее брат пытаясь остановить ее, говорит: «Если ты не остановишься, то однажды попадешь в беду. Ему нужен покой, а успокоительное глотаешь ты». Но Тони не слушает близкого человека и опрометчиво идет в «спасательство» своего мужа во имя своей инфантильной любви.

   Над кроватью Тони висит картина – силуэты двух людей, которые выглядят как тени, они мрачного цвета, это мужчина и женщина – родительский фигуры, символически – в прошлом, Тони как будто высвобождается и отделяет «темных» родителей от себя, сепарируется, она воспрянула духом, поменяла имидж и стала выглядеть здоровой и счастливой. Но она все еще продолжает радоваться выходкам Джорджио как ребенок и охотливо участвует в его «отыгрываниях». Она говорит о том, что их отношения находятся в скобках, а жизнь без секса с ним – настоящая реальная жизнь. Они по-прежнему ходят на семейную терапию. Джорджио просит прощение за зло, которое причинил Тони и сыну. Он дарит ей часы в совместном путешествии, в гостинице он выломал замок в двери ее комнаты, нарушая границы, теперь Тони отказывает ему в близости. Попытки отсепарироваться кажутся слабыми, несмотря на усилия с ее стороны. Она ищет понимания в нем как в своем родителе, но это невозможно. Ее попытки сделать как лучше ради своего ребенка, а на самом деле для ее внутреннего ребенка и найти понимание – инфантильная детская позиция, которая приводит обратно к слиянию.

   Мы понимаем, что Тони на самом деле символически защищает «плохого» отца, она не принимает его плохую сторону и всячески ее отрицает. Она – адвокат, ей доверили дело защищать ублюдка, как выразился Джорджио. Этого мужчину обвиняют в убийстве жены. Отец Тони убивал женственность, назвав дочь мужским именем, поглощая нежное пирожное и Тони не может принять деструктивного отца, она его защищает, встает на его сторону, идентифицируется с мужчиной, но на самом деле очень зависит от матери и слияния с ней. 

   В реабилитационном центре, парни спрашивают Тони: «Зачем мы тебе? Ты старше и умная, и из другого круга». На что Тони отвечает, что не знает, что ей хорошо с ними и весело: «Вы клоуны!». Складывается ощущение, что ее подростковый период не был прожит, а был вытеснен, теперь ей всегда хочется веселиться. Наверное, она много училась на юриста, но не училась отношениям в подростковых компаниях, не отсепарировалась от родителей в подростковом периоде и теперь вынуждена получать упущенное во взрослом возрасте.

   Тони является зависимой личностью, так как она не готова к сепарации, обладает нарушенной привязанностью, идеализирует и обесценивает Джорджио, верит в свою «плохость», инкорпорирует критику любимого человека, прослеживается расщепление, проекции собственного критика, интроекция садистического супер-Эго, сверхидентификация с грандиозным Джорджио, имеются временные психопатические симптомы и оральная агрессия. В семье Тони прослеживается глубокий хронический конфликт мужчин с женщинами. В поведение мы наблюдаем практически все признаки зависимой личности — перенос ответственности на других, самоповреждение, старание быть хорошей, она чрезмерно вовлекается в Джорджио, не защищает себя от несправедливой критики. Имеется эгоцентричное и самоизвиняющееся поведение. Она склонна к суицидальным попыткам для привлечения внимания и поддержки. Несмотря на развитость вербального проявления, нереальных отыгрывай все же больше. Она находится в деструктивных отношениях с абьюзером. После разрывов долго восстанавливалась, страдает депрессией.

   Совершала неприятные поступки, только чтобы понравиться Джорджио. Единственное – свои интересы и свою карьеру она не потеряла и те вещи, которые забрал оценщик тоже были возвращены, это скорее всего произошло по той причине, что нарциссичный Джорджио хотел использовать ее социальный статус во благо своему сыну и чтобы самому не взрослеть. Также необходимо отметить, что Тони не придерживалась своих и социокультурных ценностей.

   Что касается чувств, то Тони она чувствовала себя виноватой за желание удовлетворить свои потребности, что она возможно недостаточно старается чтобы исправить и наладить с Джорджио отношения, страх быть отвергнутой, страх разочарования, что ее недостаточная старательность станут причиной прекращения отношений, также дальнейшая пустота тоже пугала ее. Тони проявляла со временем гнев на своего партнера, критиковала, обесценивала и совершала агрессивные выпады в его стороны. 

   Что касается мыслей Тони, то в них она считала себя недостаточно сексуальной и в какой-то мере заслуживающей отвержения. Также ее мысли были о том, что она сильная и сможет исправить Джорджио, что она нуждается в нем, она ощущала себя несовершенной без его признания и одобрения. 

   Что касается глубочайших внутренних убеждений, можно сказать, что Тони была уверена, что чувства Джорджио не взаимны и он ее на самом деле не любит, он для нее недоступен. Поверхностные убеждения касаются того, что она всесильна и способна поменять его отношение к себе, а также что она якобы его любит по-настоящему.

   Тони – ранимая и мазохистичная, а обесценивающее поведение Джорджио опустошает ее, она не признает себя слабой. Она часто то сходится, то расстается с Джорджио, она манипулирует партнером. Имеет чрезмерную потребность в излишней заботе, склонности к подчинению и повышенную привязанность.

   Джорджио рядом с ней чувствовал себя то хорошим родителем, то плохим, ошибающимся и в какой-то мере деморализованным. Тони ожидала и «заставляла» его выражать принятие, уважение, терпение и понимание, что ему конечно же не удавалось, он совсем не хотел или не мог этого проявлять. Она побуждала его быть стабильным и беспрерывно заботящимся.

    Тони не могла отделить и принять мысли и переживания Джорджио, она отрицала различия между ними, что говорит о трудности с эмпатией, он как бы был ее нарциссическим продолжением, он был идеализирован ее, ей также необходимо было одобрение Джорджио во многих вопросах. Ей не хватало ощущения собственного Я, присутствовал эксгибионизм, обесценивание. Она обращалась с партнером то как с совершенством, то как с ничтожеством, идентифицируясь с ним. Она была хронически не удовлетворена тем, что для нее делал Джорджио. Она испытывала страх несоответствия, чувство неполноценности, зависть, страх выглядеть плохой, опустошенность, скуку, отчаяние. На неудачу реагировала ощущением себя всесильной. Она эго-синтонна, недоступна для взаимоотношений, хочет чтобы все было так, как она желает. 

   Несмотря на то, что Тони эксплуатирует партнера для своего нарциссического расширения, она предана Джорджио как родителю, что вкупе с ее ощущением всемогущества, идеализацией и обесцениванием говорит о ней как о зависимом типе личности с нарциссическими чертами.

    Заключение по фильму. Анализируя вышесказанное, опираясь на теории ученых, необходимо сделать вывод, что психика Тони была зафиксирована на ранних стадиях психосексуального развития, обладает такими защитами как проективная идентификация и идеализация, нарушенным зависимым типом привязанности, неразвитой здоровой Самостью, нездоровыми объектными отношениями, несформированным «Истинным Я». Тони считала себя дефектной, она была мазохистична и склонна к самоповреждению, она эмоционально не готова к сепарации от партнера, имеет эксгибиционистское поведение и временные психотические проявления, фигура отца оказала влияние на формирование развитых маскулинных черт и идентификаций.  Тони можно отнести к зависимому типу личности с нарциссическими чертами.

мойкороль