На западной окраине города Плёса, на берегу Волги, некогда располагался мужской Спасо-Преображенский монастырь. Единственными напоминаниями о его существовании служит каменная Преображенская церковь, стоящая на старом городском кладбище, да бытующее среди жителей города название этого места – «пустынка», «пустыня».
Основан монастырь был неким безвестным монахом, видимо задолго до первого упоминания о нём в документах в 1667 году. Логично было бы предположить появление монастыря в XV веке, в период активного движения севернорусского монашества в «лесную пустыню», осваивавшего самые дальние и глухие окраины Северо-Восточной Руси, под влиянием учения преподобного Сергия Радонежского. Монастыри и пустынки появлялись вблизи городов, посадов, больших торговых трактов и судоходных рек и в лесной глуши этого еще полуязыческого края. Православие тем более активно проникало в эти земли, чем активнее они осваивались центральной Московской княжеской властью. И поэтому еще одним аргументом в пользу появление монастыря именно в XV веке является расцвет города Плёса, связанный со строительством Великим Московским князем Василием Дмитриевичем в 1410 году новой большой плёской крепости. Что знаменовало повышающийся интерес Великого князя к этим окраинным землям Московского княжества.
Плёсский Спасо-Преображенский монастырь располагался на берегу Волги, под горой, на естественной террасе ограниченной с севера склоном к реке Волге, с юга горой, а с запада глубоким, поросшим лесом оврагом, с протекающим по дну его ручьем. Первоначально граница города находилась на некотором удалении от монастыря, что способствовало уединенной жизни насельников этой небольшой мужской обители.
Первые известия о монастыре дошли до нас от XVII века. Из них видно, что все строения монастыря, в это время, деревянные, и что имел он две церкви: холодную во имя Преображения Господня освященную в 1667 году, и тёплую во имя Сретения Пресвятой Богородицы. Последняя была воздвигнута по храмозданной грамоте Московского Патриарха Иоакима в 1678 году и освящена игуменом монастыря Герасимом в 1682 году. Документы сохранили для нас имена и последующих игуменов этой обители: до 1720 года монастырем управлял игумен Никодим, а с 25 октября 1720 года в монастырь определён игумен Моисей. В апреле 1721 года монастырь, в котором числится всего три монаха, назначен игумен Иона.
В 1727 году, по справке присланной Коллегии Экономии Синодального Правления, на запрос Синодального Казенного Приказа о Спасо-Преображенском монастыре видно, что «во оной пустыне братии: иеромонах и монахов четыре человека, за тою пустынею вотчин и угодей, денежных доходов не имеется, а питаются те монахи от вкладчиков и от своих трудов». Надо заметить, что вкладчиками монастыря были не только купцы и мещане плёсского посада и рыбные ловцы плесской Рыбной слободы, но и крестьяне окрестных деревень, дворяне владевшие имениями на тяготеющих к Плесу в землях.
В 1728 году в монастыре произошло несчастье. От сильного пожара выгорели почти все деревянные монастырские строения – церковь Преображения Господня и братские кельи. Монахам и сбежавшимся на подмогу богомольцам, «… в то пожарное время…», удалось отстоять только одну малую церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, в которой в дальнейшем и проходили службы. Но к 1734 году эта церковь настолько обветшала, что и в ней проводить служение стало опасно. И тогда братия: иеромонах Иосиф, казначей монах Варсонофий и монахи, а также богомольцы и вкладчики монастыря, решили отстроить новую деревянную Преображенскую церковь на старом ее месте, о чём и написали прошение на имя «Всеприсветлейшей державнейшей Великой государыне Императрице Анне Иоановне самодержице всероссийской» о разрешении строительства. Разрешение было получено в 1736 году, а на следующий год церковь уже была выстроена.
В феврале 1764 года Императрица Екатерина II издала манифест о секуляризации монастырских, церковных и архиерейских вотчин. Эта реформа не обошла стороной и Плёскую Спасо-Преображенскую пустынь.
В июле 1764 года комиссией о церковных имуществах было решено закрыть монастырь и для составления описи «духовных имениев» пустыни был прислан подпоручик Лаврентий Рославлев. Ко дню приезда Расловлева, 3 июля 1764 года, в Преображенской пустыни жили «строитель иеромонах Макарий, за старостию рукоделия не имеющий, и двое бельцов, дьякон Иван Фёдоров и дьячек Иван Иванов, также рукоделия не имеющие. «За той пустыней вотчин, пустошей, земель и лугов, также мельниц, соляных варниц, конских и протчих заводов, рыбных ловель, поверстных лесов и заповедных рощей не имелось».
Территория пустыни, «… длинную на 26, шириною на 13 саженях» (приблизительно 55 на 28 м.), была обнесена деревянною оградою, «… две стороны забранные заборами в столбы…», две рубленны в лапу. На территории стояла соборная церковь Преображение Господне 1737 года постройки в один престол, деревянная с деревянною же шатровую колокольнею, на которой висели четыре небольших колокола. Настоятельская деревянная келья и две братские, также деревянные кельи, представлявшие собой простые клетские избы с сенями, крытые дранкой. В них «…печи глиняные, кругом лавки, полы и потолки бревенчатые, тесанные, волоковые и красные окна, двери на железных крючьях».
Кроме того, подпоручиком Рославлевым была составлена опись убранства соборной церкви – алтаря, иконостаса, клироса, а также церковной утвари, как-то священнических риз, эпитрахилей, поручей, стихарей, воздухов, покровов, чаш, ковшей и другого, а также два десятка служебных книг рукописных и печатных в переплетах.
По упразднении монастырь был включён в территорию города Плёса, и городская черта прошла западнее монастыря по безымянному оврагу, что видно из фиксационного плана города 1775 года. Преображенский храм стал приходским. Приход храма был сельскохозяйственный, приписаны к нему были деревни из ближайших окрестностей.
В 1782 году 15 декабря на землю Преображенской церкви «… с кладбищем и поселившимися при оной церкви на градской селидебной земле священно и церковно служителей дворами…» был составлен межевой план землемером поручиком Чагиным. Всего эта площадь занимала 1678 квадратных сажен и простиралось примерно на 80 метров к востоку от Пустынского ручья и на 100 метров по его течению. Церковь с окружающим его кладбищем занимала юго-восточную часть участка, а северная его половина была занята четырьмя дворами причта: священника Степана Иванова, дьякона Ивана Григорьева, дьячка Ивана Иванова и пономаря Петра Иванова. От этих дворов и церкви в сторону посада отходил «пешеходной переулок». Другой переулок спускался к берегу Волги. Вокруг лежала «… незаселенная земля владения купечества и мещанства города Плёса…»
Приход Преображенской церкви явившийся правопреемником пустыни сохранил за собой всю монастырскую собственность, в том числе и земельную. По времени составления межевого плана 1782 года на территории бывшего монастыря появилась лишь еще одна постройка, разместившаяся на северной окраине участка и предназначенная для жилья одного из членов причта, возможно пономаря. В остальном монастырская территория не претерпела изменений. Поэтому план 1782 года, и рисованная параллель города Плёса начала 1800-х годов, неизвестного автора, также не зафиксировашая других изменений на территории монастыря, дают нам представление об облике этой небольшой обители.
конце XVIII века пустынная местность, отделявшая бывший монастырь от городской застройки, была занята сооружениями полотняный фабрики плёсково купца 2-й гильдии Частухина, одного из крупнейших поставщиков льна на Нижегородскую ярмарку.
Упраздненную пустынку бывшие вкладчики и прихожане из города не оставили своим попечением и продолжали посещать и проявлять заботу уже о приходской Преображенской церкви. Делали вклады и пожертвования, отписывали в завещаниях суммы на ремонт и убранство храма. Одним из вкладчиков церкви был единственный за всю историю города городничий, в бытность Плеса уездным центром с 1778 по 1798 годы, премьер-майор Иван Иванович Клементьев.
В 1833 году, рядом с Преображенской церковью, над склоном берегового плато, было открыто новое городское кладбище. Там же планировалась постройка кладбищенской церкви, но функции последней перешли к Преображенской, которая в 1840 году была перестроена в камне, с каменную же колокольнею, усердием благотворителей, так как деревянная ее предшественница сгорела в 1839 (? 1838) году.
Благодаря богатым пожертвованиям интерьер церкви из года в год всё более украшается, храм регулярно ремонтируется, строятся необходимые для жизнедеятельности прихода хозяйственные строения и жильё причта. Также как и во времена пустыни, приходские строения расположенные несколько на отшибе от городских кварталов, образуют некий своеобразный мирок, который в народе до сих пор продолжает именоваться – «пустынкой».
Ойнас Д.Б.
Спасо-Преображенская мужская пустынь в городе Плесе
// Материалы научно-практической конференции:
Проблемы изучения памятников православной культуры.
Если у вас возникли вопросы или предложения, можете написать мне:
· на e-mail: ojdmitrij@yandex.ru
· в Facebook - https://www.facebook.com/dmitry.oinas
· или в Skype – ojdmitrij1
Углич. 1999.