Друзья, хочу поделиться интересными, на мой взгляд, изысканиями на тему Мраморной вуали. Технология и история развития этого вида искусства поистине уникальна и загадочна. Для некоторых Америку я не открою, но кому-то точно будет интересно.
Мне всегда казалось, что скульптура, как вид искусства, сложнее живописи, потому что у скульптора, в отличие от художника, нет права на ошибку - один лишний удар, скол и работа испорчена.
Итак, когда в 1621-1622 годах великий без преувеличения Джованни Бернини (1598-1680) создавал свой шедевр "Похищение Прозерпины", он примерно на 130 лет опередил целую плеяду скульпторов, решивших бросить вызов камню и сделать его мягким как пластилин. Думаю, Бернини, был первым, кто внёс яркую динамику в свои произведения - его скульптуры кажутся живыми, они дышат, живут. Мастер виртуозно придавал камню эффект мягкой кожи, детально копировал структуру тканей. Известно его изречение: "...я победил мрамор и сделал его гибким как воск". Ему действительно удалось запечатлеть в камне человеческие эмоции - гнев, страсть, отчаяние, страх... И он по праву считается основоположником барокко в архитектуре и скульптуре.
В 1752 году Антонио Коррадини (1668-1752) заканчивает надгробный памятник матери князя Раймондо, умершей при родах. Князь попросил мастера отобразить доброту, скромность и духовную чистоту своей матери, поэтому скульптура получила название "Целомудрие".
Это произведение стало вершиной творчества Коррадини. Ещё он успел изготовить глиняную модель скульптуры "Христос под плащаницей", но заканчивать работу пришлось его ученику Джузеппе Санмартино, которому удалось сохранить стилистику своего учителя - создать из камня эффект мокрой ткани. Тончайшее мраморное полотно плащаницы покрывает Христа - только посмотрите внимательно, как складки ткани огибают тело Спасителя!.. И всё это из цельной глыбы мрамора.
В это же время князь Раймондо заказывает ещё один памятник, на этот раз своему отцу. Франческо Квироло (1704-1762) стал единственным, кто согласился выполнить сложную задумку князя. Он хотел, чтобы мраморную статую отца окутывала аллегорическая сеть греха, которую он разрывает. Мастеру потребовалось 7 лет, чтобы искусно вырезать сеть из пемзы и украсить основную композицию. Результат вы видите сами. Как он это сделал? Уму непостижимо!
Почти на 100 лет останавливается развитие техники "мраморной вуали". И вот, наконец, появляется ещё один итальянский гений Рафаэль Монти (1819-1881). Проживая в Англии, он создаёт знаменитую скульптуру "Весталка под вуалью" (~1847г.) - жрица греческой богини Весты покрыта тончайшей мраморной вуалью, которая пропускает даже свет!
За свою жизнь Монти создал несколько скульптур в этой технике: "Дама под вуалью", "Невеста" и другие - изображённые девушки очень похожи друг на друга. Сам мастер приоткрыл нам секреты своего мастерства. Он говорил, что использует для своих работ очень редкий 2-хслойный мрамор, верхний слой которого менее плотный, и за счёт этого добивается такой "прозрачности" мрамора. Но у скептиков вставал резонный вопрос - "Как этот верхний слой мрамора заранее повторял формы будущей композиции???" Ответа нет.
Существует версия, что скульпторы использовали технику "жидкого мрамора" - мраморная крошка подвергалась температурной обработке с добавлением каких-то смол и потом в расплавленном виде заливалась в подготовленную форму (слепок с тела человека). Тем самым приверженцы этой теории объясняют наличие на статуях мельчайших деталей - рисунок ткани, кожные поры человека, родинки...
Есть совсем фантастическая версия - якобы существовал некий аналог 3D-принтера, переданный человеку высшими цивилизациями...
И под занавес рассмотрим скульптуру девочки в Зимнем саду Воронцовского дворца (Алупка, Крым). Авторство приписывают Квинтиллиану Корбеллини (19 век), о котором ничего толком неизвестно.
На первый взгляд, это обычная статуя ребёнка. Только очень "живая", девочка как будто застыла во время игры. Её глаза светятся, причём роговица прозрачная, хорошо виден зрачок и радужка!
На платье девочки видна машинная строчка двойным стежком! Низ платья в тонком кружеве. Зачем мастеру понадобилось так точно копировать ткань? Сколько времени может уйти на создание такого произведения?
Специалисты утверждают, что если работать только зубилом и резцом, будет обязательно скол. При большом наличии отрицательных углов невозможно создать из камня такое тонкое кружево теми средствами, которые были доступны мастерам в 17-19 веке! Тем не менее как-то же эти шедевры созданы, и продолжают восхищать наши умы.
А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своими мыслями здесь или у меня в телеграм-канале.