Биография Мейера “Микки” Малка Руис – интернет-предпринимателя, раннего инвестора Robinhood и Coinbase, Nubank
“Самое худшее для предпринимателя прийти слишком рано или слишком поздно. Удача и время важнее всего на свете.” (с) Микки Малка
В Латинской Америке бизнесмены традиционно вкладываются в футбол, революции и запрещенные вещества. Но всё меняется с развитием технологий, и тому подтверждением – наш сегодняшний герой. Он не только стал латиноамериканским пионером финтеха, но и покорил Кремниевую Долину, став вторым в списке Midas List 2022 года. Он создавал стартапы, зарабатывал на них, а после вкладывал в блокчейн и финтех. Этот инвестор имеет репутацию рискового, но, в то же время, умного, расчетливого и надежного, на которого всегда можно положиться. При этом, широкой публике он был совершенно неизвестен до момента своего “робингудства”. Итак: Мейер Малка, первый латиноамериканский инвестор, попавший в список Мидаса.
Предприниматель с 18 лет
“Я видел, как нашей валюте добавлялись три или четыре нуля. Я видел людей без работы. Мои родители были врачами из среднего класса. К тому времени, когда мне исполнилось 17, я повидал больше, чем многие американцы успевают к 30-ти.” (с) Микки Малка
Микки Малка любит рассказывать в интервью одну историю: на 40-летие мама подарила ему конверт с детскими фотографиями, открытками, рисунками и записочками. Одна из них была адресована зубной фее. Согласно традиции, 8-летний Микки надеялся получить монетку взамен выпавшего молочного зуба, единственное, о чем мальчик просил, подарить не боливар, а какую-нибудь более твердую валюту. Ребенок проявил мудрость – в конце 80-х экономика его родной страны, Венесуэлы, полетела в пропасть.
Некогда одну из самых бурно развивающихся стран Латинской Америки, которой она стала после обнаружения огромных нефтяных запасов, постиг страшный экономический кризис. Нефть, ставшая единственной основой благосостояния, резко упала в цене из-за перенасыщения рынка. Падение экономики сопровождалось (и до сих пор сопровождается) страшной инфляцией, безработицей, социальными и политическими катаклизмами. Очень жаль, но на боливар Микки вряд-ли что-нибудь мог купить, а в копилку его класть было бессмысленно.
В 13 лет, получив в подарок на бар-мицву небольшую сумму, подросток потратил ее на покупку акций холдинга Berkshire Hathaway (имеет доли в брендах Duracell, Hinze, Coca-Cola, Apple, IBM, Bank of America и многих других), принадлежащего Уоррену Баффету. И он не просто купил бумаги, а был активным акционером – с 18-ти лет находил средства и прилетал в США на ежегодное собрание акционеров.
Поэтому ни для кого не было сюрпризом, что Малка поступил на экономический факультет Католического университета Андреса Бельо. Примерно в 18, на первом курсе, Микки основал стартап и так был им занят, что его чуть не отчислили. Его компания Heptagon Group оказывала брокерские услуги держателям ценных бумаг по всей Венесуэле и в США.
Знакомство и работа с финтехом
“Я сразу понял – за этим будущее и я хочу построить электронную коммерцию в Венесуэле и во всей Южной Америке.” (с) Микки Малка
В 1996-м, во время очередной поездки в США, молодого человека заинтересовало объявление в журнале: “Откройте онлайн-счет с нами и торгуйте всего за $1.99 тыс..” И его очень заинтересовала возможность финансовых операций через интернет, минуя офисы, клерков, чеки, волокиту – банковская сфера была в то время очень консервативной даже в США и тем более в Латинской Америке. Его мечтой стало основать подобную компанию в Венесуэле, где многие жители не имели элементарных банковских счетов.
В 1998-м Малка познакомился с Винсом Касересом, предпринимателем из Буэнос-Айреса, который тоже занимался брокерскими услугами, но в Бразилии. Они объединились и запустили Patagon.com Inc. – первый и самый большой на то время в Южной Америке интернет-портал финансовых услуг и торговли акциями. В 2000-м партнеры получили беспрецедентное предложение от испанского банка Banco Santander о покупке стартапа за $750 млн – как раз перед крахом “доткомов”. Винс ушел в свободное плавание, а Микки остался работать в Santander, организовывать работу онлайн-банкинга в Испании и Германии. Три года молодой человек жил в самолете, постоянно перелетая из Европы в Венесуэлу, где жила его невеста, и обратно.
Через три года контракт с банком закончился и Микки не стал его продлевать. Он устал от постоянных перелетов, его невеста ждала ребенка и бизнесмен решил вернуться в Латинскую Америку. Но не в Венесуэлу. По его словам, к этому времени его родная страна стала совершенно другой, а с политикой как внутренней, так внешней и экономической президента Чавеса Малка был не согласен. Микки и его, к тому времени уже жена, приехали в Бразилию к Винсу.
Они намеревались освоиться и годик отдохнуть, но неожиданно для себя спустя несколько месяцев уже открывали новый совместный проект Banco Lemon. Продукт онлайн-банка Banco Lemon – приложение для тех, кто не имеет банковских счетов – жители окраин, фавел, слаборазвитых районов. За три года стартап стал самым большим частным микрофинансовым учреждением в Бразилии. В 2009-м его приобрел крупнейший банк континента Banco de Brasil.
Переезд в Калифорнию
“Я не называю себя венчурным капиталистом. Я предприниматель, занимающийся бизнесом, который заключается в размещении капитала. Поэтому я представляю себя как предпринимателя по натуре и инвестора по замыслу.” (с) Микки Малка
К этому времени бизнес-партнеры уже два года как переехали в Кремниевую Долину и обосновались в Пало-Альто. Микки Малка планировал добиться успеха в США с новым проектом – приложением платежей с помощью мобильного телефона Bling Nation. Это была не самая удачная идея для того времени, они поторопились на несколько лет. Микки снова “жил в самолете”. Он год летал к родителям раз в 2 недели из Калифорнии в Каракас и обратно.
К сожалению, в тот день, когда предприниматель получил визу в США, стало известно, что его отец неизлечимо болен. В 2011-м Винс и Микки решили закрыть Bling Nation – ничего не получалось, фирма буксовала на месте и только поглощала ресурсы. В итоге она была продана за $50 млн. Это было первое, горькое поражение. По его словам, Малка был опустошен и ушел в отпуск на год, чтобы отвлечься и подумать, что делать дальше. Возможно, имело смысл начать полноценную карьеру инвестора? Тем более, что за прошедшее время он уже вкладывал деньги во множество компаний.
Так Микки пришла в голову довольно рискованная идея – создание отраслевого (то есть узкоспециализированного) частного инвестиционного фонда. Он планировал вкладывать деньги в то, в чем прекрасно разбирался – в финтех, и в то, что его очень интересовало уже пару лет – криптовалюты и блокчейн. Малка заинтересовался виртуальными деньгами в 2010-м и его привлекла идея децентрализации блокчейна, независимость криптовалют от правительств, цен на сырье, инфляций, банков и тому подобного. Опыт взросления во время обрушения экономики подсказал ему, что здесь есть перспективы.
В первый год его фонд Ribbit Capital собрал $100 млн, в 2013-м $125 млн, в 2014-м $220 млн. Сейчас под его управлением почти $4 млрд, а среди участников Рид Хоффман, Чамат Палихапития, Марк Цукерберг. Через фонд Малка инвестировал в Credit Karma, Funding Circle, Robinhood, LendingHome, Coinbase, Revolut, Brex, Nubank, Affirm – всего в более 70 предприятий по всему миру, включая Индию и Китай. Но до прошлого года он оставался относительно неизвестным игроком – “темной лошадкой”.
Так было до событий 2021-го, когда Ribbit Capital возглавил экстренный раунд финансирования биржи Robinhood. Как писали журналисты, Микки Малка “прыгнул в окоп и встал плечом к плечу” с основателями Владимиром Теневым и Байджу Бхаттом. С его помощью было привлечено $3,4 млрд. Публичная поддержка инвестора смогла поправить пошатнувшееся доверие учредителей, помогла справиться с судебными исками и проверками государственных регуляторов.
Стратегия отраслевого фонда и чутье на тренды себя оправдали. В прошлом году три “подопечных” Малка вышли на IPO: Nubank – бразильский аналог “Тинькофф” (оценка в $30 млрд), Coinbase – платформа торговли криптовалютами (оценка $86 млрд) и онлайн-биржа Robinhood (оценка $32 млрд). Эти выходы подняли инвестора на самую вершину венчурного бизнеса. Но дело не только в чутье. Стартаперы бесконечно уважают Микки, который понимает их, как никто другой – ведь он и сам был основателем. Он всегда помогает не только советом, но и делом.
Малка любит помогать предпринимателям. Он знает, как сложно и зачастую одиноко быть основателем компании, поэтому говорит им: решения, которые вы принимаете, это не вопрос чьей-то жизни и смерти – это вопрос только жизни и смерти бизнеса, будьте смелее. А что касается его самого, Микки считает Ribbit Capital своим “последним ребенком” и другой карьеры не планирует.
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще!