6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Что повлечёт за собой это решение? И что придёт на смену?
Для начала вспомним, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. До того в стране действовала система советского высшего образования. 20 лет назад для нашей страны было актуально вписаться в европейскую систему, стать частью цивилизованного образовательного пространства. Сами инициаторы Болонской системы хотели создать в Европе единое поле высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в высших учреждениях разных стран. Таким образом, должна была возникнуть глобальная европейская система образования.
Процесс был запущен в 1999 году с подписания Болонской декларации, которое состоялось 19 июня в университете итальянского города Болонья, откуда декларация и процесс получили свое название.
Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». То есть три ступени по годам обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура.
Великая Хартия университетов была подписана в Болонье в 1988 году на праздновании девятивекового юбилея университета. На сегодняшний день Хартию подписали 947 университетов из 94 стран.
Всего сегодня в процессе участвуют 48 стран и Еврокомиссия в качестве 49 члена.
Планировалось следующее:
❇️Четкие международные стандарты высшего образования в глобальном мире.
❇️Возможность переходить с факультета на факультет, из университета в университет как для студента, так и для преподавателя.
❇️Возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов.
А вот что получилось:
❇️ Сразу скажем, что в России схема «3+2+3» работала несколько иначе: 4 года бакалавриата, 2 магистратуры и 3 аспирантуры (докторантура – у нас только после степени кандидата наук). 12 лет в школе у нас не прижилось – мы остановились на 11-летке. ЕГЭ, кстати, не является частью Болонской системы. Требование должно быть только одно – для всех равные возможности и условия сдачи экзамена для поступления.
❇️Если предоставить студенту самому выбирать курсы и семинары, то можно потерять системность в образовании. С другой стороны, о гибкости образовательной траектории в России тоже речи не шло. В большинстве вузов администрация сама выбирала за студентов.
❇️Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее. Соответственно и оплачивается труд таких специалистов ниже, чем магистрантов, да и отношение работодателей к бакалавру скептическое.
❇️Тестовая система в вузе создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы.
Балльно-рейтинговая система, которая должна оценивать активность и работоспособность студента в России, не является эквивалентом системы кредитов ECTS (англ. European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления баллов) в европейских странах.
А самое главное: помогла ли Болонская система выпускникам, которые хотят продолжить обучение в Европе или Америке? Признают ли там наши дипломы?
Ответ: нет.
Интеграция России в Болонскую систему не состоялась: вопреки обещаниям Запада российские дипломы и научные степени продолжают подвергаться дискриминации, кроме того, качество российского образования было утеряно.
А что же дальше? Какие перспективы у высшего образования есть сейчас?
Об этом не знает пока никто. От министра образования мы слышим, что отказ от Болонского процесса должен происходить постепенно. По его словам, следует взять лучшее от российского опыта специалитета и постулатов Болонской системы, чтобы в результате создать смешанную структуру.
Также, несмотря на планы России по выходу из Болонской системы, речи об отказе страны от ЕГЭ не идет. Ведь, как мы убедились, прямой связи с Болонским процессом экзамен не имеет.
Что ж, остаётся подождать, что к сентябрю озвучат Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования.
Автор: Катерина Гладкова
Редактор: Наталия Антонова