Найти тему

Что придёт на смену Болонской системе

6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Что повлечёт за собой это решение? И что придёт на смену?

Фото: Что такое Болонская система; Простыми словами
Фото: Что такое Болонская система; Простыми словами

Для начала вспомним, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. До того в стране действовала система советского высшего образования. 20 лет назад для нашей страны было актуально вписаться в европейскую систему, стать частью цивилизованного образовательного пространства. Сами инициаторы Болонской системы хотели создать в Европе единое поле высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в высших учреждениях разных стран. Таким образом, должна была возникнуть глобальная европейская система образования.

Процесс был запущен в 1999 году с подписания Болонской декларации, которое состоялось 19 июня в университете итальянского города Болонья, откуда декларация и процесс получили свое название.

Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». То есть три ступени по годам обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура.

Великая Хартия университетов была подписана в Болонье в 1988 году на праздновании девятивекового юбилея университета. На сегодняшний день Хартию подписали 947 университетов из 94 стран.

Всего сегодня в процессе участвуют 48 стран и Еврокомиссия в качестве 49 члена.

Фото: О Болонской системе; Новосибирск онлайн
Фото: О Болонской системе; Новосибирск онлайн

Планировалось следующее:

❇️Четкие международные стандарты высшего образования в глобальном мире.

❇️Возможность переходить с факультета на факультет, из университета в университет как для студента, так и для преподавателя.

❇️Возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов.

А вот что получилось:

❇️ Сразу скажем, что в России схема «3+2+3» работала несколько иначе: 4 года бакалавриата, 2 магистратуры и 3 аспирантуры (докторантура – у нас только после степени кандидата наук). 12 лет в школе у нас не прижилось – мы остановились на 11-летке. ЕГЭ, кстати, не является частью Болонской системы. Требование должно быть только одно – для всех равные возможности и условия сдачи экзамена для поступления.

❇️Если предоставить студенту самому выбирать курсы и семинары, то можно потерять системность в образовании. С другой стороны, о гибкости образовательной траектории в России тоже речи не шло. В большинстве вузов администрация сама выбирала за студентов.

❇️Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее. Соответственно и оплачивается труд таких специалистов ниже, чем магистрантов, да и отношение работодателей к бакалавру скептическое.

❇️Тестовая система в вузе создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы.

Балльно-рейтинговая система, которая должна оценивать активность и работоспособность студента в России, не является эквивалентом системы кредитов ECTS (англ. European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления баллов) в европейских странах.

А самое главное: помогла ли Болонская система выпускникам, которые хотят продолжить обучение в Европе или Америке? Признают ли там наши дипломы?

Ответ: нет.

Интеграция России в Болонскую систему не состоялась: вопреки обещаниям Запада российские дипломы и научные степени продолжают подвергаться дискриминации, кроме того, качество российского образования было утеряно.

А что же дальше? Какие перспективы у высшего образования есть сейчас?

Фото: В российском высшем образовании мне не хватает свободы мысли; Мел
Фото: В российском высшем образовании мне не хватает свободы мысли; Мел

Об этом не знает пока никто. От министра образования мы слышим, что отказ от Болонского процесса должен происходить постепенно. По его словам, следует взять лучшее от российского опыта специалитета и постулатов Болонской системы, чтобы в результате создать смешанную структуру.

Также, несмотря на планы России по выходу из Болонской системы, речи об отказе страны от ЕГЭ не идет. Ведь, как мы убедились, прямой связи с Болонским процессом экзамен не имеет.

Что ж, остаётся подождать, что к сентябрю озвучат Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования.

Автор: Катерина Гладкова

Редактор: Наталия Антонова