В СССР именно завод имени Лихачева был основным поставщиком транспортных средств для нужд армии. Стоит ли говорить, что практически половина всех машин в Советской армии – это были грузовики марки ЗИЛ. Ну и флагман завода являлся конечно же ЗИЛ-131. Машина была действительно хороша, но только в свое время.
И уже к 1977 году военное руководство страны вышло на завод с предложением модернизации данной модели. Основные требования были вполне закономерны. Машина должна была получить дизельный вариант ДВС, увеличить свою грузоподъемность, плюс изменение лобового стекла (возможность установки бронестекол). Так что о панорамном стекле можно было сразу забыть.
Первый блин был комом. Им стал ЗИЛ-Первый блин был комом. Им стал ЗИЛ-4334. Он получил туже самую кабину, но лобовое стекло было изменено под требования военных. Но уже с дизельным мотором, который выдавал 185 лошадиных сил. Эта модель так и осталась на стадии прототипа.
Далее уже в 90-е появился ЗИЛ-433410. Весьма спорная по дизайну модель, в который установили многотопливный дизельный ДВС на 170 лошадок. Лобовое стекло было разделенное, поэтому установка бронестекол не вызывала трудностей.
В 2004 году вновь была попытка, которая должна была увенчаться успехом. Ведь по факту это был прорыв инженерной мысли. Было выпущено сразу два варианта автомобилей: ЗИЛ-4327А1 и ЗИЛ-4334А1. Один был на две оси, а второй с тремя. Данные автомобили стали семей «КАЛАМ-1». Внешняя часть была предсказуемая, но по технике это были совершенно новые грузовики. Машины получили совершенно новые ДВС:
1. ЯМЗ-534 на 4.43 литра и 173 лошадиные силы.
2. ЯМЗ-536 на 6.6 литра и 230 лошадиных сил.
Причем в данным ДВС уже были внедрены зарубежные технологии. Система впрыска была Сommon Rail. От чрезмерных оборотов мотора защищала электроника. Стоит ли говорить, что данные ДВС были весьма современные, сделанные по стандартам ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Коробки на эти грузовики были механические на 5 и 6 ступеней, которые были сделаны с запасом по моменту. А значит завод планировал модернизацию данных машин. Главное данные машины имели постоянный полный привод, плюс межосевые и межколесные диффы. Машины получили увеличенную колею, а значит ехать за Уралом и Камазом было вообще без проблем. А независимая подвеска делала машины более плавными и проходимыми.
Даже после удачных испытаний военное ведомство почему-то отказалось от таких перспективных машин. Причины остались неизвестными.