По адресу Новая Басманная, д.14, стр.1 находится одна из самых интересных и богатых построек Москвы — бывший особняк одного из богатейших людей Российской Империи — купца Николая Стахеева.
Прогуляемся по особняку.
Перед особняком установлена скульптура «Богиня ночи», изготовленная в конце 19 века в Париже. Николай Стахеев с детства любил искусства, коллекционировал живопись и, в целом, вырос в богемной среде. Его мать была родом из купеческой семьи Шишкиных и приходилась родной сестрой великому художнику Ивану Шишкину.
Особняк обошелся Николаю Стахееву в огромную сумму — 1 млн рублей. Для сравнения, средняя зарплата служащего составляла 80 руб. в месяц, начальника среднего уровня — 125-150 руб, депутаты Государственной Думы получали оклад в 350 руб., а министры и высшие чиновники — 1500 руб.
Оборот фирмы «Стахеев и сыновья» в 1900 г. составлял 80 млн. руб. Примерно в это время в 1898 г. на фоне роста компании Николай Стахеев заказывает архитектору Михаилу Бугровскому постройку богатого особняка на Новой Басманной.
Особняк строился в основном не для жилья, а для представительских целей и как реклама строительных и отделочных материалов, которыми торговала фирма Стахеева.
После революции особняк был национализирован в пользу Наркомата путей сообщения. Первое время здесь был Клуб железнодорожников имени Дзержинского, затем Деловой клуб транспортников и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников.
Поднимаемся по парадной лестнице на главный этаж
Здесь, конечно, уже чувствуется купеческий размах. В доме приемов Стахеева посетители должны были понимать, что приглашены в богатый дом, к величественному человеку.
Даже светильники здесь уже произведение искусства:
Сложная отделка потолка:
Парадный коридор окружают комнаты, использовавшиеся под те или иные мероприятия, все в разном стиле от строгой готики до пестрящего мавританского стиля
В доме Стахеева уже на переломе 19 и 20 веков имелась система кондиционирования воздуха. Зимой сквозь комнаты прогонялся теплый воздух, а летом — холодный. Для охлаждения воздуха в подвале дома специально за зиму запасался лед и циркулирующий через «ледник» воздух эффективно охлаждался даже в самые жаркие дни.
Для подачи воздуха в помещения в каждой комнате устроены специальные оконца с задвижками
Такие же вентиляционные решетки можно видеть у крупных окон, вокруг которых зимой необходимо было поддерживать облако теплого воздуха.
Пройдем в приемную Стахеева:
К сожалению, за советское время из особняка была вывезена вся антикварная мебель, собранная Стахеевыми, и все кресла либо современные, либо начала 20 века.
Следующее помещение в анфиладе — большой белый зал:
Проходим в соседнее помещений — столовую:
Здесь гостей уже поражал изысканный стиль рококо
Особенным украшением служит стол с атлантами и корзинами с явствами
Из этой комнаты мы попадаем в промежуточное помещение перед зимним садом
Здесь тема рококо продолжается, а потолочная роспись показывает цветущую сакуру на ветру
Так зимний сад выглядит в наши дни. Перекрытия потолка сохранились в изначальном виде, единственно матовое стекло заменили на прозрачное, чтобы можно было во всей красе видеть сложную структуру несущих конструкций стеклянного потолка
Из зимнего сада мы по кругу проходим в помещение, где при Стахеевых был оборудован домашний театр
Гости проходили через дверь у нас за спиной, располагались на стульях, занавес закрывался, и за ним в комнату уже вносились декорации и входили актеры. Хотя театр был домашним и любительским гостями Стахеева часто были актеры МХТ и сам Антон Павлович Чехов.
Проходим дальше, по пути обращая внимание на изящную ручку двери:
Мы попадаем в большую гостиную в готическом стиле:
К готическому залу примыкает курительная комната в не менее модном в то время мавританском стиле:
Пестрота рельефных стен просто поражает воображение. В свое время при реставрации только на тонкое подновление краски стен этой комнаты ушло около полугода.
Покидаем особняк и напоследок обращаем внимание на светильник факел, стоящий под одну из сторон лестницы.
С особняком Стахеева и с самим хозяином произошла интересная история после революции. Сейчас уже нельзя точно сказать было оно так, по-другому или вообще не было, но история передается из уст в уста по сей день. Николай Стахеев покинул Россию до Первой Мировой войны, однако после революции в 1918 году, якобы, инкогнито приехал в Москву с одной лишь целью: пробраться в особняк и забрать из тайника какие-то ценности. Однако еще на подходе к особняку для проверки его остановили дружинники и, поняв, что перед ними человек непростой, отправили его на Лубянку, где его допросил сам Дзержинский лично. Стахеев, не зря был богатейшим купцом до революции, в обмен на ценности смог выторговать себе не только свободу, возможность выехать из страны, но и персональную пенсию, которую он, по слухам, получал до конца своих дней. А на средства от полученных ценностей на Комсомольской площади был выстроен Дом культуры железнодорожников рядом с Казанским вокзалом на Комсомольской площади. Про эту историю узнали журналисты Илья Ильф и Евгений Петров и на этой основе написали свою знаменитую книгу «12 стульев».
Ныне особняк уже не принадлежит железнодорожникам, а находится на балансе Министерства культуры. Залы используются для мероприятий, съемок передач и фильмов, а в непарадной части дома до сих пор работают кружки для детей.
Спасибо, что дочитали. Данный особняк удалось посетить и сфотографировать в 2016 году. Если вам понравилась статья, нажмите на палец вверх, подпишитесь на канал.