Главная идея мультфильма "Ключ" 1961 г. - в битве за неокрепший ум мальчика между идеями Труда и Науки (их символизируют слесарь высокой квалификации Туляков и академик-кибернетик Волшебников) и идеями Безделья и Халявы (их символизируют "Страна счастья" и Феи, которые принесли в подарок мальчику "клубок счастья", являющегося проводником в эту страну и одновременно пропуском в нее). Идеи Труда и Науки победили. Мальчиком произнесена фраза: «Счастье — это когда человек много знает, много умеет и всё это отдаёт людям!», клубок им же выброшен. Казалось бы, хэппи-энд. Но если внимательно присмотреться, действие обеих сторон характеризует пословица: "Мягко стелют да жестко спать". Потому что за привлекательными образами, как будто сошедшими с плакатов, с рекламы или со страниц книги сказок, скрывается неприглядная изнанка. А мальчик оказался между Сциллой и Харибдой (хотя и не совсем, но об этом в конце).
Итак, начнем с идеи Безделья и Халявы, которую в данной истории. олицетворяет Страна Счастья (и находящееся рядом Царство быстрых подвигов и легких побед). Попавшие в нее дети проводят время исключительно в играх на свежем воздухе, после достижения подростково-юношеского возраста и до старости наслаждаются любовью к противоположному полу ("химически чистой", безо всяких обязанностей), а в старости - качаются в креслах-качалках. Картина, конечно, утрированная, но в реальности многие, хотя бы иногда, но мечтают (и мечтали) о подобном образе жизни. И далеко не все из них бездельники - многие (и даже большинство, потому что без этого редко кто может обойтись) из них имеют разного рода обязанности (служебные и домашние) и честно пытаются их исполнять (хотя бы частично). А мечтают, например, потому что в детстве, вместо того чтобы прививать правильную мотивацию и любовь к труду, "перекормили" разными "сделай сам", "ты уже большой", "будь человеком" и пр. Из-за этого, например, и взбунтовался Баранкин в известном произведении, правда, это обошлось ему и его другу дорогой ценой, но в то же время и помогло обрести настоящую мотивацию, хотя он сделал и кое-какой ошибочный вывод из произошедшего, но об этом в другой раз. А взрослая жизнь вместо ожидаемой свободы только добавила забот. Или пример Ляли, матери мальчика. Предложение Фей она встретила на ура, а то, что предложил отец-слесарь - в штыки. Почему? Да, взрослая жизнь у нее относительно благополучна, но детство и юность ее пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы. Вот она и решила, что пусть уж сын поживет "счастливо", раз ей это не было дано (обо всем этом я уже рассказывал в другой статье).
А теперь об изнанке этой идеи (особенно в том виде, в каком она показана в мультфильме). Если долго жить подобным образом, станет просто скучно. Это, например, показано в "Стране Вечных Каникул" Алексина (главный герой настолько заскучал, что захотел все отменить), а также в повести "Гум-Гам" Велтистова (ребята сначала были в восторге от фантастических возможностей, возникающих просто по желанию, но потом тоже заскучали, потому что постоянная игра с простыми правилами надоедает). А в реальности с этим столкнулись переехавшие в теплые страны и живущие там за счет средств от сдачи своих квартир... Поэтому жизнь в Стране счастья скоротечна.
С идеей Безделья и Халявы срослась другая идея - идея Волшебной Сказки. Кстати, есть ошибочное мнение, что Феи в мультфильме - олицетворение западной культуры, мол, "в наших сказках фей нет". Ошибочное потому, что, во-первых, многие иностранные образы (в том числе феи) уже давно так глубоко проникли в нашу культуру, что не воспринимаются чем-то чужеродным (вспомните, например, как "обрусели" и восточный джинн в образе Старика Хоттабыча, и английский Винни-Пух), а во-вторых, в Стране счастья есть молочная река с кисельными берегами из русских сказок. Так что Феи - это представители не западной, а сказочной культуры. Эта идея тоже некоторым кажется привлекательной на первый взгляд - феи, волшебство, молочные реки с кисельными берегами и т.д. Обычно увлечение подобными вещами заканчивается в детстве (где-то в его середине), но есть те, у кого оно не исчезает, а видоизменяется - вместо сказок появляются фэнтези. Как говорится в Википедии, "произведения жанра фэнтези основываются на мифологических и сказочных мотивах, переосмысленных или переработанных авторами". Т.е. те же сказки, только для тех, кто постарше. И также у идеи Волшебной Сказки есть своя неприглядная изнанка. Вспомните, как выглядит Страна счастья (не та часть, где происходит "развитие личности"). Старый потемневший забор, феи унылого вида, кое-как следящие за порядком (а в основном вяжут чулки). Унылое место. А когда калитку на замок Тулякова запирает робот-малютка, посланная Волшебниковым, эти унылые местные феи даже не догадались соорудить новый (хотя бы временный) проход или брать вновь прибывших и перемещать над стеной (они сами ведь как-то перемещались наружу). Кстати, здесь нет ни одной из трех Фей, показанных в начале истории. Похоже, Страна счастья - только часть некой волшебной страны. Причем самая захолустная часть, где работают только те феи, которые не достигли больших успехов в магии (или потерявшие свой талант). Поэтому Тюльпины, Гиацинты и Лилианы там просто нет.
Также и с мирами в классическом фэнтези. В основном это миры, похожие на Средневековье - и даже не на развитое, с городами мастеров, а на самое дремучее. Да, с волшебством, но все равно дремучее (из цивилизации только кузницы и кустарная алхимическая лаборатория). Если не являешься фанатом этого направления, все это постепенно (чуть раньше или чуть позже) начинает раздражать, и никакие приключения не помогают...
Об идее Труда и Науки и тех кто их символизирует, см. ч.2.