Найти в Дзене
Маринкины заморочки

Сорок шесть веков - всегда с тобой..

В долине Нила около ста пирамид. Одни никогда так и не были достроены, другие - почти разрушены, третьи - целы, но конкурировать с гигантами Гизы не может ни одна.

Выверенные математически пропорции гизского комплекса служили, в основном, ритуальным задачам.
Выверенные математически пропорции гизского комплекса служили, в основном, ритуальным задачам.

Давно превратившись в общее место человеческого интеллектуального и туристического обихода, три крупнейших «дома мумии» (в которых никто из известных миру людей никогда не видел мумий) и одна крупнейшая статуя, высеченная из куска скалы, привычно и абсолютно поражают воображение. Ушли в историю мастера, авторство пирамид все чаще приписывают атлантам, инопланетянам и прочим сверхлюдям, их продолжают обшаривать в поисках мифических кладов и скрижалей. Если Геродот еще лишь сообщает о пирамидах как о царских гробницах, то уже Плиний (в I веке нашей эры) толкует только о спрятанных сокровищах.

А с началом арабской эпохи мифы и вовсе завоевали умы. Пирамидам снова, как и в древности, поклонялись. Редкие европейские путешественники предполагали, что видят зернохранилища библейского Иосифа. Халиф аль-Мамун, желая покончить с «нездоровым интересом», велел прорубить с северной стороны гробницы Хеопса искусственный ход на уровне шестого ряда каменной кладки (туристы ныне пользуются именно этой «дверью »). Этот ход находится в 40 метрах от основного коридора...

Во всем, что касается пирамид, прямое мифотворчество напрашивается во всех отношениях. Вечный интерес мировой общественности к пирамидам Гизы обеспечен. Сооружены они давно. Так давно, что, как выяснилось, можно даже, не рискуя прослыть безумным, объявить те времена несуществующими. И наконец: обстоятельства, предлагаемые пирамидами, — сам факт их постройки, их предназначение, их геометрическая безупречность, их грандиозность и труднодоступность помещений, бесконечные ходы и шахты, предметы (очень немногочисленные) внутри них - все это так трудно совместить с современным представлением о целесообразности, что «объективные» объяснения выглядят иногда фантастичнее собственно фантастических. Что ж, тем интереснее... Не обязательно быть громадным блокам, из которых #пирамиды сложены, «бетонными» (и вовсе бред, к несчастью часто тиражируемый).

Не обязательно расположению объектов в Гизе указывать дату конца света. Пирамиды и все, что их окружает (в буквальном смысле), - это и есть чудеса, что давно известно. Еще от Геродота. И они все еще продолжаются ... Удивительная #симметрия большого пирамидного комплекса породила гипотезу о том,что диагональ Гизы (главная ось планировки) соответствует расположению звезд в созвездии Ориона, считавшегося в Египте Символом Осириса.

Орион в современном звездном небе. Предполагалось, что три его
звезды соответствуют положению пирамид друг относительно друга.
Орион в современном звездном небе. Предполагалось, что три его звезды соответствуют положению пирамид друг относительно друга.

Звучит привлекательно, тем более, что в каждую новую эпоху звездное небо не равно эпохе предыдущей, и открывает поле для увлекательных расчетов и сопоставлений. Однако именно они, в конце концов, и продемонстрировали несостоятельность этой гипотезы.

В то же время ни один серьезный ученый не может отрицать, что в построении гизского некрополя заложена логика, в том числе астрономическая. Все данные указывают на то, что основана она на религиозных (шире - мировоззренческих) надобностях (оставляя, конечно, в стороне чистую эстетику).

Северо-восточная диагональ Большой пирамиды указывает на священный город #Гелиополис, где находился священный камень Бен-бен, на котором родилось Солнце . Юго-восточная - ориентирована на Абидос, некрополь самых первых царей Египта...

-3

Недавние эксперименты американских коллег доказали, что Гизу детально исследовали еще те, кто ее застраивал, - прежде чем они выбрали именно тот «островок », который выбрали. Плато составляет формация известняка, так называемое наслоение Моккатам - после формирования земной коры оно представляло собой склон. Единая структура породы идеальна в качестве платформы для любых монументальных конструкций. Основания всех пирамид находятся примерно на одном уровне наслоения Моккатам. Цельный каменный «пол» просто остался внутри них.

Древние зодчие (имя одного из них известно —Хемиун, племянник Хеопса) старались выровнять свою стройплощадку и столь педантично отнеслись к пропорциям самих сооружений: северные стороны всех пирамид ориентированы на север сверхстрого - отклонение не превышает пяти градусов. То, что этот эффект достигнут без теодолита и иных позднейших приборов, достойно удивления, но не недоверия: Древнее царство знало технологию использования простых веревок для всех возможных замеров. Реконструируя ее, наши современники, кстати, определили вероятную точку на юго-западе Гизского плато, от которой была проведена «заветная диагональ цивилизации» (воображаемая, естественно) - на нее «насажены» три великие пирамиды. А вокруг - «улицы», «дома», храмы, колонны, пещеры - все удобства для мертвых... Как ни соблазнительно было бы любителю тайн раздвинуть многие границы «тайны пирамид» и выразить сомнения в их назначении, археологи не обсуждают их всерьез. Пирамиды Гизы служили местом погребения трех царей IV династии Древнего царства: Хуфу (Хеопса —в греческой передаче), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Двадцать седьмой - двадцать шестой века до Рождества Христова.

-4

Из-под гигантского нагромождения камней, способного «придавить полмира», и только оттуда, душа земного бога должна была пробиться к вечной жизни. Почему именно только оттуда - классический древнеегипетский вопрос. Говоря вкратце: #египтяне, как и христиане, например, полагали краткосрочное пребывание на земле подготовкой к бессрочному — на том свете. Подготовку эту они, однако, понимали не исключительно как внутри - личностный процесс, а, можно сказать, как «технологический». То есть: как цепь ритуальных действий, вполне вещественных, без которых благополучная загробная жизнь невозможна. Подготовка погребального места считалась важнейшим из таких действий. При этом то обстоятельство, что после смерти твоя могила остается на этом свете, считалось решающим.

Таким образом, с точки зрения древнего египтянина, Хуфу, Хафра и Менкаура - счастливейшие из умерших. Прошли тысячелетия, целые народы появились и исчезли бесследно, а место их последнего упокоения до сих пор видно даже из космоса (правда, потревожено не раз)...

С другой стороны, египтяне, как «платоники до Платона» (выражение египтолога Пьера Монтэ) оставались всецело преданы магии имени. Точнее, не магии даже (в этом их веровании было много философского рационализма), а идее: предмета без имени нет. Все сущее: живое и неживое (и люди, конечно), начинает существование, только будучи названным. Отсюда — собственное имя каждой пирамиды. К примеру, самая большая из них, пристанище Хеопса (вступившего на трон Верхнего и Нижнего Египта около 2551 года до нашей эры), называется Ахет-Хуфу, «горизонт Хуфу».

Высота - 146,59, угол наклона - 51 градус 50 минут 40 секунд. Идеальная точность кладки и линий - египтяне были фанатиками строгой геометрии во всем. К востоку от центрального входа - резкий длинный спуск (7 ,2 9 метра), ведет к камере, вырезанной уже в основной породе, на глубине 30 метров ниже поверхности плато. Помещение осталось незаконченным, и назначение его неясно. Предполагают, что здесь и должен был лежать #Хеопс, но умер он раньше окончания работ, и саркофаг пришлось поместить в верхнюю камеру.

В погребальной камере Мересанх III, супруги Хефрена и внучки Хеопса. Скальная гробница. Гизский некрополь.
В погребальной камере Мересанх III, супруги Хефрена и внучки Хеопса. Скальная гробница. Гизский некрополь.

Горизонтальное ответвление основного прохода ведет в залу, ошибочно принятую в свое время за камеру царицы (на самом деле для цариц по приказу Хеопса рядом с пирамидой сооружены три отдельные маленькие пирамиды). Здесь, вероятнее всего, в тайне хранилась его культовая статуя — дух царя (у всякого предмета в Египте имелись двойники. Была найдена целая пирамида-спутник Большой пирамиды Хеопса, построенная — со всеми теми же атрибутами - для его Ка, нематериальной субстанции личности). А сам главный коридор за условной камерой царя неожиданно переходит в главную галерею (высота - 8,74 метра, длина - 46,7, ширина - 2,1). Такие галереи имеются и в других пирамидах Древнего царства, в Мейдуме и Дашуре, но галерея Хеопса - истинный шедевр. Устремленные кверху парящие перекрытия стремятся навстречу друг другу, но не соединяются на вершине —такое конструктивное решение пропорционально распределяет чудовищный вес блоков на высоте четырнадцати метров от основания пирамиды. И вот, за галереей — истинная погребальная камера (с «прихожей » ) царя Обеих Земель. «Исполняя царевы веленья, // Не при мне ли нагие рабы // По пустыням таскали каменья, // Воздвигали вот эти столбы?»

Внутри пирамиды Снофру (отца Хеопса) в Дашуре, примерно в 70 километрах к югу от Гизы.
Внутри пирамиды Снофру (отца Хеопса) в Дашуре, примерно в 70 километрах к югу от Гизы.

Подобно тому, как Ка отображает прижизненный образ человека, загадочные для непосвященного уха строки Гумилева оживляют окаменевшие черты хозяина пирамиды в XX веке. О Хеопсе (как и о его преемнике Хефрене) сохранилась долгая и недобрая память. Геродоту в V веке до нашейэры рассказывали, например, что царь, нуждаясь в деньгах для строительства своей вожделенной могилы, отправил собственную дочь в публичный дом. Она же (видимо желая быстрее выполнить поручение) просила своих посетителей дарить ей хотя бы по одному камню «в фонд Пирамиды». Как бы там ни было, пирамида была возведена и, очевидно, не могла не нанести удара по казне. Впрочем, не разорила Египет, как это обычно рассказывают детям в школе, - иначе как бы мог Хефрен тут же приступить к строительству второй пирамиды, а вскоре Микерин - к третьей (все это случилось, наверное, на протяжении не более 70 лет)? Вторая часть первого чуда света получила имя «велик царь Хафра».

-7

По всей видимости, преемник Хеопса был раздосадован невозможностью превзойти «проектную смету» своего предшественника - во всяком случае, он прилагал все усилия к тому, чтобы его посмертный комплекс не выглядел скромнее уже построенного. Пирамида Хефрена покоится на основании скалы, расположенной на десять метров выше хеопсова основания, и доминирует над местностью. У нее более острый угол - 53 градуса 10 минут, а на вершине сохранилась белая облицовка, что тоже создает оптический эффект большего размера. «Отец ужаса» (прозвище, данное Большому сфинксу арабами), может быть, понадобился Хефрену для того же, для чего и ухищрения с размерами его пирамиды - чтобы затмить посмертную (бессмертную ) славу Хеопса (многолетние ученые споры о том, чьи черты передает лицо сфинкса, благополучно разрешились в пользу хозяина второй пирамиды). Тут фараон действительно превзошел всех — более чем через тысячу лет египтяне «отважились» на создание колоссальных фараоновых статуй (Аменхотепа III и великого завоевателя Рамсеса II).

Кстати, если Большой #сфинкс «вышел» чуть ли не в эмблемы Египта, то о существовании не менее интересного сфинксова храма не всем известно. Он расположен к северу от поминального храма Хефрена так, что южная сторона его и северная сторона хефренова находятся строго на одной линии. Этот факт явился решающим в споре о том, что именно Хафра следует считать создателем большого человекольва. Исследовав структуру сфинксова тела, можно судить о том, что это была за филигранная и парадоксальная работа, - жаль, что имени мастера мы никогда не узнаем.

Длина Большого сфинкса от кончика лап до хвоста - 57,3 метра, высота же - 20 метров.
Длина Большого сфинкса от кончика лап до хвоста - 57,3 метра, высота же - 20 метров.

Человеколев (именно с этих пор - через классический Египет и Грецию - этот образ вступил в активный мифологический словарь человечества), хотя и изготовлен из натуральной скалы, - неоднороден. Лучший строительный материал ушел на голову, туловище пришлось высекать из более мягкого известняка, а пьедестал и вовсе состоит из твердой окаменелой массы и кораллового рифа. Отсюда, кстати, знаменитая диспропорция Сфинкса (на ее причину указывают и испещряющие скульптуру трещины). Скульптор был вынужден удлинить тело, чтобы оно не рассыпалось. И голова оказалась неадекватно «мала». Все тот же живописавший пирамиды #Геродот о Сфинксе вообще не упоминает - по той простой причине, что он его не видел. Не обратил внимания на некую бесформенную громаду, занесенную песком, - вокруг немало холмов... Тысячелетием ранее будущий Тутмос IV (Среднее царство), утомленный дневной охотой, уснул у лапы Сфинкса. Во сне он услышал, что станет царем, если освободит великую статую от бремени песков. Проснувшись, Тутмос тут же приступил к организации работ, за что и был вознагражден, как предсказано. Обо всем этом мы узнаем из стелы, поныне расположенной между гигантских лап. Впрочем, к эпохе расцвета классической Греции человекольва успело опять занести — и только в новое время символ могущества Хефрена предстал перед глазами человечества — теперь уже навсегда.

Впрочем, мусульмане, как явствует из прозвища, данного ими Сфинксу, боялись его и почитали идолом. Кстати, снимем по ходу дела историческую вину с императора Наполеона, якобы велевшего палить по статуе из пушек и отбившего ей нос, - нос был отбит (и лицо исковеркано) по приказу шейха Мухаммеда эд-Дахе-ра в Средние века. А вследствие эрозии песчаника отвалилась и накладная фараонова борода - теперь она в Британском музее.

Наполеон о фараоновых регалиях не думал, но, по мнению англичан, считал себя Сфинксом.
Наполеон о фараоновых регалиях не думал, но, по мнению англичан, считал себя Сфинксом.

Американский ученый Марк Ленер, более двадцати лет проработавший в Гизе, зафиксировал удивительное явление в дни солнечного равноденствия (21 -22 марта и 21 -22 сентября на этой широте). Лучи заходящего солнца, падая на южное основание пирамиды Хефрена, проходят по оси статуи. В древности они должны были скользить над западной колоннадой близлежащего храма Сфинкса по двору и затем по восточному святилищу, освещая культовые изображения внутри. В этот момент образующиеся тени сфинкса и пирамиды накрывали их единым мерцающим силуэтом: сфинкс-Хефрен как бы из своего храма поклонялся солнцу. Тысячу лет спустя похожий эффект «ориентации луча» повторили зодчие Рамсеса Великого в Абу-Симбеле. И еще один эффект Ленера. Если во время летнего солнцестояния смотреть на светило со стороны храма Сфинкса, оно оказывается как раз посередине двух первых пирамид. Возможно, это было учтено еще древнейшими строителями, давшими гробнице Хеопса (возможно, уже после закладки гробницы Хафра) имя «горизонт». Знак горизонта у египтян изображал два возвышения, между которыми встает солнце.

А пока IV династия Древнего царства в последний раз напрягала подорванные непрекращающимся пирамидостроительством силы. Комплекс «Божествен Менкаура» ничем не хуже двух уже готовых в Гизе, кроме того, что опять-таки меньше (высота - около 65 метров). Даже изысканнее: возможно, на уменьшение размеров самой усыпальницы пошли как раз ради отделки припирамидного храма. Храм этот, как и у Хефрена, состоял из пяти, ставших уже каноническими, элементов. Огромная алебастровая статуя Менкаура, стояла напротив двора и дороги, ведущей в мир живых и обратно. Отсюда царь в течение всей человеческой истории смотрел на изменчивый мир, а к вечеру, когда лучи его божественного отца соскальзывали с города мертвых, исчезал за ложной дверью, высеченной у него за спиной. Возвращался туда, где ничто не меняется. И душа Менкаура, как говорили в его государстве, была спокойна и безмятежна, поскольку место его погребения оставалось незыблемо, и поэтому все было хорошо для него там, по ту сторону портала между двумя мирами...