Найти в Дзене
Штабной писарь

История 65. Перегон техники

Попав на должность командира 3 мотострелецкого взвода в полк на БМП-3 (о котором я уже имел честь писать здесь), основное служебное своё время проводил я в парке боевых машин – ибо 3 взвод был взводом учебно-боевых машин роты, а боевая подготовка в то время (92 год прошлого века) шла ещё «по-советски», то есть полным ходом. И каждый батальон полка неделю в месяц (а если учения какие, – то и по нескольку месяцев) проводил в полях – на полигоне. Практика в то время была такая, что каждый батальон на полевой выход шёл на своей технике, для чего делался «перегон», то бишь марш учебно-боевой группы на тот самый полигон. А перед проведением итоговых проверок таковой марш совершала почитай вся техника полка. И в обратку потом для проведения обслуживания и ремонта. Нюанс был в том, что половина протяжённости такого маршрута шла прямо по городу, практически по центральным его улицам. Со всеми вытекающими последствиями, как то: снесёнными столбами, вывороченными бордюрами и разломанным асфальтом
БМП-3. Ласточка! 👍
БМП-3. Ласточка! 👍

Попав на должность командира 3 мотострелецкого взвода в полк на БМП-3 (о котором я уже имел честь писать здесь), основное служебное своё время проводил я в парке боевых машин – ибо 3 взвод был взводом учебно-боевых машин роты, а боевая подготовка в то время (92 год прошлого века) шла ещё «по-советски», то есть полным ходом. И каждый батальон полка неделю в месяц (а если учения какие, – то и по нескольку месяцев) проводил в полях – на полигоне.

Практика в то время была такая, что каждый батальон на полевой выход шёл на своей технике, для чего делался «перегон», то бишь марш учебно-боевой группы на тот самый полигон. А перед проведением итоговых проверок таковой марш совершала почитай вся техника полка. И в обратку потом для проведения обслуживания и ремонта. Нюанс был в том, что половина протяжённости такого маршрута шла прямо по городу, практически по центральным его улицам. Со всеми вытекающими последствиями, как то: снесёнными столбами, вывороченными бордюрами и разломанным асфальтом. Оформленными соответствующими городскими петициями на имя военного начальства, с требованиями возмещения ущерба (всё-таки буржуазное общество в то время уже строили 🤷‍).

В тот раз, о котором речь, технику мы гнали обратно, в город. Действо это происходило, по понятным причинам, ночью. Когда в городе движухи по дорогам особо нет (во всяком случае в те времена было так). Половина маршрута, как я уже говорил – по городу, вторая половина – по загородным полям (соответственно, если ехать в город, то всё наоборот – первая половина по полям, а остаток – по городу).

Место механика-водителя на БМП-3. Топливомер, конечно, странный – по сути амперметр, без вразумительного литража (помечен стрелкой)
Место механика-водителя на БМП-3. Топливомер, конечно, странный – по сути амперметр, без вразумительного литража (помечен стрелкой)

Выстроили мы колонну – машин 40, танчики спереди (как самые медлительные), потом артиллеристы с зенитчиками, и пехота на своих прытких «тройках», в хвосте. Старшим бегал майор – начальник БТ службы полка (за зампотеха он был в то время). На построении и инструктаже (а также отдаче боевого приказа на марш) я его честно предупреждаю, что горючки в машине до конечной точки не хватит, а обещанный им заправщик так в поле и не появился. По прибору в бэхе – 150 литров. Для тройки в преддверии 40 км марша – ни о чём. Если, конечно, пойти без остановок и на крейсерской скорости – то хватит в обрез. Но где ж это видано, что колонна такая без остановок будет идти. Опыт уже имелся, и знал я, что половину марша на месте будем тарахтеть, а вторую – еле ползти в хвосте колонны. За штурвалом сам ехал – боец механик был из «новых», в городе ему ездить рановато…

НБТС меня заверяет, что на «прощальном кольце» (въезде в город) стопудово будет заправщик и он лично меня заправит. Ладно, мне то что – я заявил, мне пообещали. 🤷‍ Доехали, стало быть, до «прощалки», топлива на приборе – не больше 80 литров. Никаких заправщиков в обозримом пространстве не наблюдается. НБТС меня избегает и увидев, сразу бежит подальше «по делам». Ладно, думаю, хрен с вами, с золотыми рыбками. Едем дальше…

Под конец уже марша, преодолев мост через Обь, взбираемся по улице (дорога под уклон вверх), и остатки горючки в баке от топливозаборника отхлынули. Короче, прямо на повороте на площадь, машина моя глохнет напрочь. Топлива ноль. До полка осталось всего километра три! Но! Колонна впереди которая - ушла не оглянувшись, задние объехать меня и на троса взять никак не могут – узкое место, кругом бордюры и заборчики на газонах, да перила подземного перехода, и машина моя ещё в пол-оборота боком стоит – выруливал же на площадь. Такая вот ситуёвина. 🤷‍

БТшник наш испарился как тот пердыш в воздухе, и больше не появлялся. Однако вместо него из звезды на лыжах нарисовался дивизионный зампотех – цельный полковник. Который на уазике своём подъехал и давай мне мозги канифолить – мол недотёпа лейтенант, как можно на марш не заправленным идти! Мои блеянья про то, что обещали заправить, его, конечно, не проняли. Увидев то, что объехать меня нельзя, даёт он команду – сливать топливо из задней машины и в мою заливать – ведра тут хватит… Попытка моя объяснить полковнику бесперспективность данной затеи была воспринята им как пререкание и подрыв единоначалия. А дело то в том, что на БМП-3 бак топливный (по сути – один, хоть и из двух половин состоящий), заполнен поролоном (ну или пенополиуретаном, не суть). И слить из него топливо, даже если он полный – занятие бесперспективное. Ибо поролон тот держит его в себе. Полезно при пробитии бака – паров толком нет, чтобы вспыхнуть, и топливо практически не вытекает. Но и слить его, обычным способом, нельзя. 🤷‍ Но поди ж объясни твердолобому… Короче, скручиваем в задней машине сливную пробку, ввёртываем сливной же ключ, лоханку под дно запихиваем и… смотрим как из неё редкими каплями сочится топливо. За сутки может ведро и набежит. Бегал полковник вокруг нас, бегал, да и тоже испарился. Стоим мы два лейтенанта с одного батальона, я и старший задней машины, смотрим друг на друга. И принимаем решение – не до утра же стоять тут, на городское посмешище. Объезжает он мою ласточку – прямо по бордюрам, газонам и перилам. Разворотив, естественно, всю эту красоту! 😳 Берёт он меня на троса крест на крест, и катимся мы, счастливые, в свой парк. Правда, поворачивая с городской улицы на территорию полка, через «тревожные ворота», один трос предательски с крюка соскакивает, и неуправляемая моя машина, одну воротину сносит и цепляет с собой. Но после всего устроенного в центре города, это всё кажется нам уже мелочами. 😁

Так и добрались до конца маршрута. Воротину нас, само собой, заставили на следующий день на место ставить. Ну а вытворенное на площади безобразие, было подробно описано в городских жалобах и требованиях возмещения ущерба. 🤷‍