Найти в Дзене
ПроPeople

Как челноки поднимали экономику бывшего СССР и не только.

Оглавление

Кто такие челноки?

Челноки это люди, которые возили товары из-за границы и крупных городов России в клетчатых баулах и продавали на рынках и площадях. К тому моменту многие образованные люди пошли в челноки, так как предприятия, на которых они работали были либо сокращены, либо закрыты и они были вынуждены торговать польским, турецким, китайским ширпотребом, подвергая свою жизнь опасности. Их регулярно "прессовали" бандиты, которые в лучшем случае забирали всю выручку, в худшем убивали. В это дикое время беспредела, люди пропадали в огромном количестве из-за бездействия милиции и безграничной власти бандитов и ОПГ. Челноком становиться было одновременно и прибыльно и рисково.

Работа была не из легких. Челноки таскали тяжелые баулы, срывая спины, работали от заката до рассвета, жили в жутких клоповниках и ночевали в автобусах их-за многодневных очередей на границе. Привезенный товар продавали на рынках и ярмарках. Челнокам не нужно было регистрироваться как предпринимателям, а въезд за границу строго не контролировали. В 90-е это явление было настолько массовым, что товары челноков составляли около 70 процентов рынка, а "челночили" около 10 000 000 человек. Причем это были преимущественно женщины, пока их мужья пили водку и опускали руки, они выживали как могли.

-2

А что везли?

Да чего только не было. Тут и одежда, и косметика, мелкая бытовая техника, сувениры и даже оружие. Из ОАЭ везли массивные позолоченные цепи, из Китая синтетические спортивные костюмы, кроссовки. Большим спросом тогда пользовались меховые шапки и шубы из Греции, дубленки с меховой подкладкой и свитера из Турции, кожаные куртки, вареные джинсы футболки с названиями рок-групп, кислотные лосины, а также дешевые реплики известных брендов. типа "Abibas" "Pima", "Cussi".

Олимпийки и яркие лосины пользовались большим спросом
Олимпийки и яркие лосины пользовались большим спросом
-4
Спортивные костюмы массово вошли в моду
Спортивные костюмы массово вошли в моду
Меховые шапки были писком моды
Меховые шапки были писком моды
Футболки с принтами и турецкие свитера
Футболки с принтами и турецкие свитера

Куда пропали челноки?

Кризис 1998 года сильно ударил по челночному бизнесу. Курс доллара вырос и цены на турецкие товары сильно поднялись, возить товары уже было не выгодно. После кризиса резко сократилось количество челноков. Те, кто остались, возили товары из Китая. Челноки существуют до сих пор, но это уже не такое массовое явление.

Потоки челноков подняли экономику таких стран ка Египет, Таиланд, Турция. И после спада потока мелких торговцев россияне начали ездить в эти страны на отдых, так как они стали дешевле и доступнее отечественных курортов. К тому же там уже была выстроена туристическая индустрия.