Нам выпало жить в период информационных войн, где экономический термин «информационная асимметрия», означающий неполноту информации, с каждым днем приобретает всё большее значение. Нас закидывают сообщениями новостные ленты, создавая ощущение надвигающегося кома информации, который несется со скоростью света. Подсознательный страх упустить что-то важное рождает внутреннее беспокойство, которое приводит к регулярному просмотру новых новостных сводок — круг замкнулся. Казалось бы, выхода из него не существует, но он всё же есть – это альтернативные источники информации.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Авторы произведений искусства – прозорливые люди, на интуитивном уровне считывающие то, что происходит в обществе, что в нем назревает, какая атмосфера витает в воздухе и наполняет жизнь людей. Они как высокочувствительный радар, который сканирует внутреннее состояние человека, а их произведения – зеркало времён. И совсем не важно, написана только что вышедшая книга о фантазийных мирах будущего или о событиях, имевших место в начале XVII века. Важно то, что её автор – наш современник, чутко наблюдающий за миром, в котором мы живём, а его мировосприятие – это взгляд человека, живущего во третье десятилетие XXI века.
Искусство как оракул предвосхищает события, чьё время ещё не наступило. Оно предупреждает о грозящей впереди опасности, но часто его призывы остановиться остаются неуслышанными. Приведём несколько примеров.
В период с 1893 по 1910 годы норвежец Эдвард Мунк пишет свою знаменитую серию картин, получивших название «Крик», которые олицетворяют собой экзистенциальный ужас, охватывающий человека на рубеже столетий. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба.
В 1890 году бельгиец Морис Метерлинк пишет пьесу «Слепые», ставшей одним из ключевых сочинений направления в искусстве, получившего название «символизм». Для иллюстрации приводим список действующих лиц этой пьесы:
- Священник.
- Первый слепорожденный.
- Второй слепорожденный.
- Третий слепорожденный.
- Самый старый слепой.
- Пятый слепой.
- Шестой слепой.
- Три слепые старухи, погружённые в молитву.
- Самая старая слепая.
- Юная слепая.
- Слепая помешанная.
Пьеса свидетельствует, что дорогу уже не найти, былой проводник сидит в «мёртвой неподвижности», а вокруг растут «высокие кладбищенские деревья — тисы, плакучие ивы, кипарисы».
Спустя 10 лет, в 1900 году Антон Павлович Чехов пишет пьесу «Три сестры», прекрасные героини которой оказываются невостребованными в новом изменившемся мире, а неподалёку в городе полыхает пожар, знаменующий приближение конца старого мира, который будет окончательно уничтожен топором по вишневому саду уже в следующей пьесе Антона Павловича, написанной в 1903 году.
В музыку, прежде мелодичную и вызывающую эстетическое наслаждение, проникают в большом количестве диссонансы — резко звучащие сочетания звуков. Бела Барток, Арнольд Шёнберг, Антон Веберн и Альбан Берг – что бы Вы не включили, Вы обнаружите либо любование ускользающей красотой прошлого, либо интенсивное усложнение музыкального языка, приводящего к тому, что воспринимать произведения становится просто невозможно для неподготовленного слушателя. Мир приобретает иное звучание.
Ощущение тупика и приближающегося краха старого мироустройства – вот истинная причина начала первой в истории мировой войны. Экономические и политические предпосылки, конечно, играли определенную роль, но едва ли можно полагать, что они являлись первопричиной такого глобального события. Точно также и убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда служило лишь поводом, спусковым крючком для начала кардинальных изменений в истории человечества.
Подводя итоги этих кратких размышлений, скажем вот о чём: если вы желаете понимать, что же происходит в мире, какие стратегические изменения имеют место – обращайтесь к современному искусству, искусству наших дней. Новостные ленты дадут Вам лишь фрагментарное понимание тактических действий, но не более того. Феномен цензуры произведений искусства возник далеко не случайно – их авторы чувствуют и понимают гораздо больше, чем государство готово им дозволить. Выставки современного искусства, книжные новинки, театральные постановки, которые огульно покрывают грязью – там правда, которая выгодна далеко не всем.
___________________________________________________________________________
Другие статьи автора:
___________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊