Найти тему

Искусство как оракул: почему важно знакомиться с современным искусством и как оно помогает понять себя и мир вокруг?

Нам выпало жить в период информационных войн, где экономический термин «информационная асимметрия», означающий неполноту информации, с каждым днем приобретает всё большее значение. Нас закидывают сообщениями новостные ленты, создавая ощущение надвигающегося кома информации, который несется со скоростью света. Подсознательный страх упустить что-то важное рождает внутреннее беспокойство, которое приводит к регулярному просмотру новых новостных сводок — круг замкнулся. Казалось бы, выхода из него не существует, но он всё же есть – это альтернативные источники информации.

Густав Климт. «Юдифь и Олоферн». 1901 г.  Холст, масло. 84 × 42 см. Галерея Бельведер, Вена
Густав Климт. «Юдифь и Олоферн». 1901 г. Холст, масло. 84 × 42 см. Галерея Бельведер, Вена

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Авторы произведений искусства – прозорливые люди, на интуитивном уровне считывающие то, что происходит в обществе, что в нем назревает, какая атмосфера витает в воздухе и наполняет жизнь людей. Они как высокочувствительный радар, который сканирует внутреннее состояние человека, а их произведения – зеркало времён. И совсем не важно, написана только что вышедшая книга о фантазийных мирах будущего или о событиях, имевших место в начале XVII века. Важно то, что её автор – наш современник, чутко наблюдающий за миром, в котором мы живём, а его мировосприятие – это взгляд человека, живущего во третье десятилетие XXI века.

Искусство как оракул предвосхищает события, чьё время ещё не наступило. Оно предупреждает о грозящей впереди опасности, но часто его призывы остановиться остаются неуслышанными. Приведём несколько примеров.

В период с 1893 по 1910 годы норвежец Эдвард Мунк пишет свою знаменитую серию картин, получивших название «Крик», которые олицетворяют собой экзистенциальный ужас, охватывающий человека на рубеже столетий. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба.

Эдвард Мунк. «Крик». Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло
Эдвард Мунк. «Крик». Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло

В 1890 году бельгиец Морис Метерлинк пишет пьесу «Слепые», ставшей одним из ключевых сочинений направления в искусстве, получившего название «символизм». Для иллюстрации приводим список действующих лиц этой пьесы:

  • Священник. 
  • Первый слепорожденный. 
  • Второй слепорожденный. 
  • Третий слепорожденный. 
  • Самый старый слепой. 
  • Пятый слепой. 
  • Шестой слепой. 
  • Три слепые старухи, погружённые в молитву. 
  • Самая старая слепая. 
  • Юная слепая. 
  • Слепая помешанная.

Пьеса свидетельствует, что дорогу уже не найти, былой проводник сидит в «мёртвой неподвижности», а вокруг растут «высокие кладбищенские деревья — тисы, плакучие ивы, кипарисы».

Спустя 10 лет, в 1900 году Антон Павлович Чехов пишет пьесу «Три сестры», прекрасные героини которой оказываются невостребованными в новом изменившемся мире, а неподалёку в городе полыхает пожар, знаменующий приближение конца старого мира, который будет окончательно уничтожен топором по вишневому саду уже в следующей пьесе Антона Павловича, написанной в 1903 году.

В музыку, прежде мелодичную и вызывающую эстетическое наслаждение, проникают в большом количестве диссонансы — резко звучащие сочетания звуков. Бела БартокАрнольд ШёнбергАнтон Веберн и Альбан Берг – что бы Вы не включили, Вы обнаружите либо любование ускользающей красотой прошлого, либо интенсивное усложнение музыкального языка, приводящего к тому, что воспринимать произведения становится просто невозможно для неподготовленного слушателя. Мир приобретает иное звучание.

Хуго Симберг. «Раненый ангел». 1903 г. Холст, масло. 127 × 154 см. Атенеум, Хельсинки
Хуго Симберг. «Раненый ангел». 1903 г. Холст, масло. 127 × 154 см. Атенеум, Хельсинки

Ощущение тупика и приближающегося краха старого мироустройства – вот истинная причина начала первой в истории мировой войны. Экономические и политические предпосылки, конечно, играли определенную роль, но едва ли можно полагать, что они являлись первопричиной такого глобального события. Точно также и убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда служило лишь поводом, спусковым крючком для начала кардинальных изменений в истории человечества.

Подводя итоги этих кратких размышлений, скажем вот о чём: если вы желаете понимать, что же происходит в мире, какие стратегические изменения имеют место – обращайтесь к современному искусству, искусству наших дней. Новостные ленты дадут Вам лишь фрагментарное понимание тактических действий, но не более того. Феномен цензуры произведений искусства возник далеко не случайно – их авторы чувствуют и понимают гораздо больше, чем государство готово им дозволить. Выставки современного искусства, книжные новинки, театральные постановки, которые огульно покрывают грязью – там правда, которая выгодна далеко не всем.

___________________________________________________________________________

Другие статьи автора:

___________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊