Найти тему
клуб "Феникс"

Светопредставление в медиашколе «Феникса»: «усатый нянь» по-печорски

Оглавление

Кто в любую погоду ходит с зонтиком? Мы тоже думали, что только сказочная английская няня Мэри Поппинс. Ну та самая, которая, как написано в Википедии, «умеет создавать приключения из ничего: из самых обычных предметов при самых обычных условиях».

Пока в один прекрасный день (по-настоящему прекрасный, когда на небе ни облачка) на занятие в медиашколу творческого клуба «Феникс» не пришёл ещё один нянь. Правда, усатый-бородатый, но тоже, представьте, с зонтиком, который у него всегда с собой.

И «при самых обычных условиях» с помощью «самых обычных предметов»… (например, с помощью лампочки для швейной машины, которая совершенно не случайно оказалась у него в кармане)… тоже начал создавать приключения из ничего.

-2

Зовут этого усатого няня Николай Исаев. Он оператор Мосфильма. А понянчиться с учениками медиашколы клуба «Феникс» его уговорил архимандрит Марк.

В результате мы наконец-то поняли, зачем прекрасные дамы прошлого прятались в солнечную погоду под белыми кружевными зонтиками.

-3

И для чего может пригодиться бабушкина швейная машинка, которая без дела пылится в сарае.

-4

И откуда в Древнем Риме взялся зелёный свет.

И чем Кэнон всё-таки отличается от Никона.

(Если совсем коротко, то кэнонисты – это загорелые янки только что с дорогого курорта, а никонианцы – богатые белые люди, которым незачем гнуть спину на рисовой плантации. А если подлиннее – то там ниже есть профессиональное объяснение).

Ученики нашей медиашколы пока не решили, кто из них никонианец, а кто – кэнонист, но гнуть спину после занятия по светотехнике всё-таки пошли. Почему, зачем… Следите за руками:

-5

Делай, как Рембрандт

Чудеса начали происходить сразу же, как только Николай начал свой урок. Во-первых, оказалось, что в классе, где занимается медиашкола, дневной свет не просто так льётся из окон, а создаёт на наших щеках «рембрандтовскую полутень».

-6

Так во-о-от почему мы все такие бесподобные Саскии-то… Из-за этой полутени!

Излюбленная модель Рембрандта - его жена Саския
Излюбленная модель Рембрандта - его жена Саския

Придумал эту полутень, соответственно, Рембрандт, чтоб нагнать в своих картинах драматизму. Он сажал портретируемого напротив окна или подсвечника вполоборота, чтобы с одной стороны лицо человека было ярко освещено, а с другой – не очень.

-8

Но при этом подсвечивал тёмную сторону таким образом, чтобы на щеке возникал световой треугольник.

В результате мы смотрим на плоскую картину и наш мозг сам достраивает несуществующий объём. И, казалось бы, плохо освещённая фигура производит бомбическое впечатление.

Вот почему не только все живописцы после Рембрандта, но и киношники теперь стараются создавать на экране тот самый световой «треугольник Рембрандта», когда им надо одновременно и напустить в картину мрака, и заставить нас в голове дорисовывать плохо освещённые детали.

Фото, как на 3D-паспорт

Но для этого одного источника света мало. Ведь камера видеооператора, как и кисть художника, пока не способна заменить глаз человека.

-9

Вот почему, когда мы показываем человеку плоскую картинку, но при этом хотим, чтобы он воспринимал её, как объёмную, нам приходится «рисовать» светом, как Рембрандт.

Чтоб не получались фото, как на паспорт.

Для этого нам надо постараться смягчить перепады между самыми освещёнными и самыми затенёнными частями человеческого лица. То есть, научиться работать с источниками света.

Фото Умы Карязиной
Фото Умы Карязиной

Если это солнце, то смягчить его свет помогает тот самый зонтик. Конечно же, белый.

До и после. Фото Агнии Карязиной
До и после. Фото Агнии Карязиной

А что делать с лампами накаливания? От люстры в тысячу ватт тоже помогает белый зонтик.

А ещё вместо одной слишком яркой лампы Николай советует использовать несколько маленьких лампочек. Допустим, у него самого в кармане всегда есть две маленькие лампочки накаливания от швейной машинки.

Вдруг понадобится вкрутить вместо жёстких светодиодных или 60-ваттных с их беспощадным светом. Чтобы вместо резких теней создать на лице приглушённый мягкий свет.

Хороший вариант – кольцевая лампа, которая делает картинку достаточно объёмной, если мы снимаем портрет с близкого расстояния.

Ещё лайфхак: свет можно отзеркаливать. То есть, не светить человеку в кадре прямо в лоб, а направлять на него отражённый свет. Например, от стены.

Но тут важно не переборщить. Иначе зритель начнёт задумываться: откуда там от стены льётся свет?

А оно нам нужно, чтобы зритель задумывался над нашими техническими приёмами? Нам надо, чтобы он их вообще не замечал.

Чтоб не как из преисподней

«А то бывает смотришь исторический фильм про Древний Рим, и начинаешь задумываться: откуда у них в Древнем Риме на лицо гладиатору мог падать зелёный свет», - смеётся Николай.

То есть, в идеале видеоператор или фотограф должны действовать, как Рембрандт: сперва «нарисовать» светом желаемую картинку, и только потом начинать её снимать.

Маэстро
Маэстро

Но не увлекайтесь! Ведь вы должны учиться рисовать светом, как Рембрандт, а не как Пикассо!

Например, если свет в кадре будет светить на людей откуда-то снизу, то зритель, вместо того, чтобы задумываться над смыслами, которые видео- или фотохудожник хотел передать, будет бессознательно мучиться вопросом: «Откуда там у них из-под земли светит? Это свет из преисподней? Это извержение вулкана? WTF?»

Ехала машина тёмным лесом за каким-то интересом

Николай считает, что для профессионального оператора свет важнее камеры. То есть, камера может быть и плохонькой, если имеется подсветка на все сто.

Поэтому Николай всегда носит с собой не только белый зонтик, не только две лампочки от швейной машинки, но и несколько профессиональных карманных фонариков на магнитах.

Если подсветить таким фонариком героя сзади, то можно «отклеить» его от тёмного фона. И картинка 2D превратится в картинку 2D+, поясняет Николай.

Получится «контровой» свет.

Несколько дней назад кинолюбители при участии профессионального мосфильмовского видеооператора Николая Исаева снимали в Печорском районе короткометражный художественный хоррор про девочку, которая очень не любит кашу. В одном из эпизодов эта девочка бежит по лесной дороге в кромешной ночи.

Подсветить девочку помогли те самые фонарики, примагниченные к автомобилю, из которого велась съёмка. Жалко только, что их светосилы не хватило на то, чтобы подсветить заодно и лес.

-13

Но вблизи такой фонарик светит так ярко, что иногда и его лучше приглушить. Чем? Опять же белым зонтиком.

Фирменный цвет или Чем европейский бездельник отличается от азиатского

Между прочим, и сам по себе белый зонтик может служить подсветкой. Если поставить его не против света, а с теневой стороны. Он тогда становится отражателем.

Оказывается, в такие жаркие дни, как сейчас, когда солнце светит особенно нещадно и создаёт на лицах резкие тени, киношники иногда кладут под ноги киногероям обыкновенную белую простыню. Чтобы она отражала солнечный свет и тем самым высветляла резкие тени.

Отражённый свет способен создавать интереснейшие эффекты. Но в этом случае необходимо учитывать цвет и температуру отражающей поверхности, чтобы правильно подбирать температуру света. А это тоже целое искусство:

А ещё, когда работаешь со светом, важно учитывать марку фото- и видеотехники. Ведь Canon, действительно, отличается от Nikonа. Чем?

Цветопередачей. И у этого отличия есть важная причина, уходящая своими корнями… А вот сами послушайте, куда уходящая:

Короче, тут не обошлось без стереотипов, а мы теперь расхлёбываем.

Ловкость рук – и никакого мошенства

А вы когда-нибудь задумывались, зачем на некоторых видео, снятых в помещении среди бела дня как бы в «естественном» свете, в глубине комнаты стоит включённый торшер?

Оказывается, профессионалы называют такой свет – «ключевым». И нужен он им для того, чтобы обманывать мозг зрителя.

Если в кадре за спиной героев горит торшер или, допустим, свеча, мозг зрителя не удивляется слишком яркому свету на переднем плане. Зритель думает: «Всё в порядке: ведь в кадре есть горящая лампа».

И тогда осветители могут преспокойно направить в лицо действующим лицам хоть несколько софитов – зрителя это нисколько не смутит и не заставит заподозрить подвох.

-14

Он будет верить, что в лицо герою светит только солнышко и больше ничего.

Хорошо сидим. Киношно

Главный принцип мастера по свету Николай сформулировал так: не надо светить человеку в лоб.

Старайтесь создавать «треугольник Рембрандта» или хотя бы подсвечивать своего героя смягчённым (отражённым) светом, по возможности используя несколько источников света.

Фото Умы Карязиной
Фото Умы Карязиной

Мастер показал, как это работает. Вот, мол, поглядите: отец Марк сидит просто так. А вот тот же отец Марк сидит «киношно» или по-рембрандтовски (благодаря отражённому от стены свету):

За мной!

После такого вдохновляющего мастер-класса ученикам нашей медиашколы, конечно же, захотелось поупражняться. И с белым зонтиком:

И с профессиональными осветительными приборами:

После чего они поневоле начали вести себя, как в настоящем кино:

#клуб "Феникс"

#мосфильм

#профессия осветитель

#работа со светом

#камера мотор

#снимаем кино

#медиашкола

#canon

#nikon