Найти тему
Нижний 800

Легендарные автобренды «Волга» и «Победа» вернутся?

Оглавление

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров рассказал об идее возродить автобренды «Победа» и «Волга» (вслед за автомобилями «Москвич» — их будут делать на бывшем заводе Renault в столице). Машины «ГАЗ» — важная часть истории Нижнего, в своё время они были символами эпохи.

Если марки и возродят, это будут всё же новые автомобили, а не коллекционные экземпляры.

Мы решили вспомнить историю легендарных брендов родом из Горьковского автомобильного завода.

Фестиваль «Горький классик» в Нижнем Новгороде, 2019 г.
Фестиваль «Горький классик» в Нижнем Новгороде, 2019 г.

Сначала была «Победа»

Даже в годы Великой Отечественной войны, когда Горьковский автомобильный завод работал в основном на нужды фронта, конструкторы во главе с Андреем Липгартом продолжали создавать перспективную легковушку. Первая «Победа» сошла с конвейера 28 июня 1946 года. За 12 лет (до 1958 года) собрали всего 241 497 машин.

ГАЗ-М-20 (заводское название модели) стал первым советским легковым автомобилем с несущим кузовом и одним из первых в мире крупносерийных автомобилей с несущим 4-дверным кузовом понтонного типа, у которого не было отдельных крыльев, фар и подножек.

-2

Прототипом для конструкции кузова стал экземпляр Opel Kapitan 1938 года. Наши инженеры с «живого примера» позаимствовали общий план конструкции передней подвески, а также силовых элементов днища. Однако горьковская модель во многом превзошла существующие авто, да и дизайн во много удалось переосмыслить. Обтекаемая каплевидная форма придавала автомобилю современный динамичный вид, все детали подчеркивали единство стиля.

Четырёхцилиндровый мотор для неё создали на основе «шестёрки», которую устанавливали на целом ряде горьковских автомобилей (ГАЗ‑11, ГАЗ‑12, ГАЗ‑51, ГАЗ‑52). Шестицилиндровые «Победы» делали малыми сериями — для органов госбезопасности. Эту машину любили за выносливость, неприхотливость к бензину (не всегда качественному) и комфорт.

Популярной стала легенда о названии авто. Якобы планировалось, что машина будет называться «Родина». Но после того, как Иосиф Сталин иронично спросил: «И почём у нас будет Родина?», появился другой вариант — «Победа».

«Победа» на почтовой марке СССР.
«Победа» на почтовой марке СССР.

В 1946 году собрали всего 23 «Победы», после чего машину отправили на доработку, чтобы устранить недостатки. Так, например, удалось поднять качество штамповки кузовных деталей и их сварки (кузов перестал течь), уменьшили высоту заднего дивана, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортнее. Обновили и коробку передач. Впервые в СССР легковой автомобиль оснастили отопителем салона. В 1949-м автомобиль М-20 и его создатели получили Сталинскую премию.

Автомобиль-мечта «Волга»

Преемницей ГАЗ-М-20 стала «Волга», или ГАЗ-21. И ей суждено было стать одной из самых культовых моделей советского автопрома. Легендарная «двадцать первая» выпускалась с 1956-го до 1970 года, переживая многочисленные обновления и специальные серии. Отметим, что «Волгой» именовались сразу несколько моделей: ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-24 и ГАЗ-21, так что выпуск машин под этой маркой завершился не так уж и давно — в 2010 году.

«Волга» ГАЗ 21 блистала на экранах кинотеатров самых известных советских фильмов («Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука» и другие) и была главной мечтой советского человека (позволить новинку мог далеко не каждый). Был даже такой анекдот: купил мужик «Волгу», поставил в гараж, не ездит на ней, но каждый день моет её, чистит до блеска. Сосед спрашивает: А почему не ездишь-то? Отвечает: Кто же на мечте-то ездит? Вот такая была машина. Да и сейчас оригинальные «Волги» первого выпуска считаются дорогим раритетом.

Фестиваль «Горький классик» в Нижнем Новгороде, 2019 г.
Фестиваль «Горький классик» в Нижнем Новгороде, 2019 г.

«Двадцать первую» полюбили за стильный для того времени дизайн, просторный салон с комфортными диванами, вместительный багажник и надёжность. Над обликом работал художник-конструктор Лев Еремеев. Отличительными особенностями седана стали хромированная решётка с вертикальными прорезями и фирменная статуэтка оленя на капоте (эта фигурка будет на машине вплоть до 1960-х).

Фигурка оленя на капоте авто
Фигурка оленя на капоте авто

ГАЗ-21 выпускали в двух кузовах — четырёхдверный седан и грузопассажирский универсал, а для такси сделали особые версии — ГАЗ-21Т и ТС (экспортный вариант) с раздельными передними сиденьями (не диван), чтобы пассажиры могли перевозить крупногабаритные вещи. Кроме того, ГАЗ-21 стал одной из самых распространённых автомобилей у советской милиции.

Фестиваль «Горький классик» в Нижнем Новгороде, 2021 г.
Фестиваль «Горький классик» в Нижнем Новгороде, 2021 г.

В 1970 году на смену устаревшей модели пришла новая модификация — ГАЗ-24. Дизайн автомобиля был стандартным для тех времён. Базовым мотором стал четырёхцилиндровый бензиновый двигатель объёмом 2,45 литра и мощностью 95 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал около 20 секунд, максимальная скорость — 145 км/ч, по этим характеристикам горьковское авто соответствовало европейским и американским машинам этого класса. «Двадцать четвёртая» «Волга» прожила на конвейере долгую жизнь — 23 года! Почти полтора миллиона экземпляров авто выпустили с 1970 по 1993 год (всех модификаций): это была самая массовая легковая модель в истории завода.

В конце июля в Нижнем Новгороде пройдёт фестиваль ретромашин «Горький классик». Приезжайте смотреть на автомобили, произведённые на ГАЗе в разные годы.

💬 Пишите в комментариях, как относитесь к инициативе возродить легендарные автомобильные бренды?

👍🏻 Поддержите статью и не забудьте подписаться на наш Дзен-канал «Нижний 800».

Авто
5,66 млн интересуются