Целый день в чатах обсуждают окончательный уход Икеи. Вспоминают, какие там были фрикадельки, и у кого какие товары в доме от шведского производителя.
И хотя многие российские покупатели могут и вовсе не заметить уход мебельного гиганта, все-таки на 140 миллионное население было всего лишь 14 магазинов, но тем не менее, это значительный удар по отрасли.
Во-первых, Икея задавала тренды, могла обеспечивать стабильное качество и довольно современный собственный дизайн по доступным ценам, была весомым рыночным игроком, на который мебельщики поневоле должны были ориентироваться.
И еще она создавала рабочие места не только в гипермаркетах, но и загружала мебельные производства в России. К примеру, российским было ДСП, из которого собирали мебель. Его делали в Новгородской области, наша российская Аскона поставляла матрасы, и сейчас часть ее мощностей не загружена, поскольку продаж нет.
Да, безусловно, на производственные мощности скорее всего найдутся покупатели. Но проблема в том, чтобы уметь это продать. Ведь не всегда хороший изготовитель умеет торговать, зачастую это разные таланты.
И надо признать, Икея умела именно хорошо продавать. Как она представляла свой товар — думаю, мало кому удавалось выйти из магазина с пустыми руками. Какую-нибудь вещичку обязательно прихватишь. Кроме того, она грамотно вдохновляла на трансформацию своей квартиры, наведения в ней порядка. Это еще одна ее заслуга.
Недавно сравнивала Икею и магазин Hoff, у которого российские корни. Все-таки как ни крути, но он здорово проигрывает по многих параметрам шведскому гиганту, у которого и опыт больше, и желание разобраться в национальных традициях обустройства жилища тоже, и главное более высокий уровень технологии продажи. В Икее товар представлен максимально выигрышно. Все можно покрутить в руках, посмотреть, как это выглядит в интерьере.
Известно, что выходя на любой национальный рынок, они проводили исследования. Показателен пример, США, когда первые продажи провалились, там представили европейские товары без учета заокеанских особенностей, к примеру, более высоких кроватей, в целом более масштабной мебели. Ведь большинство американцев живут в частных домах с большой площадью. И лишь после тщательного изучения рынка Икея смогла предложить товар, который расхватали в первые дни. Для арабского рынка каталог Икеи делал отдельные съемки, в основном с участием мужчин, как того требует местная культура.
Для России Икея разработала квартиротеку — уникальный проект, основанный на том, что львиная доля жителей страны живет в типовых панельных квартирах, а значит можно разработать типовые дизайн-проекты. Продумать разные стили и колористику для типовых планировок. Скажу сразу — это требует уйму сил и средств. Сначала собрать эти планировки, потом сделать проекты, визуализировать, подобрать мебель и артикулы. И ведь эти дизайны вполне достойные. Масса покупателей могла сэкономить, взяв предложенный проект и подбирать из списка мебель, ковры, текстиль и т.д.
А еще Икея придумывала уникальный предметный дизайн, он с одной стороны отражал самые передовые идеи, которые есть в мире, с другой делал их доступными. С Икеей сотрудничали многие прославленные и влиятельные дизайнеры мира. Писала об этом здесь.
Коллега рассказывала, как покупатели проходя по дорогому интерьерному салону, где представлены роскошные диваны, столы и кресла производства престижных мебельных брендов из Италии, Германии или США неожиданно останавливались возле скромного стола. Посмотрев на все это великолепие, они решали, что именно этот стол им и нужен. Они не догадывались, что это стол из Икеи, и он не продается, потому что он предназначен для сотрудника магазина.
Согласно опубликованным данным, выручка российского подразделения Икеи составляет 6,5% от всего объема шведского концерна. Но в российском мебельном рынке она занимала долю в 20%. И ее уход, конечно, будет весьма ощутим.
А вы сожалеете об уходе Икеи?