«Чтобы превратить подмастерье в мастера, тот должен ставить перед учеником задачи на грани выполнимости и говорить с ним на языке профессии»
Писатель, сценарист, мастер Creative Writing School Анна Старобинец — о первом писательском опыте и особенностях курса «Проза для подростков».
Все ли подростки, на Ваш взгляд, склонны к сочинительству❓
— Конечно, к сочинительству склонны не все подростки, так же как не все женщины склонны к готовке (я вот почти не готовлю), не все мужчины — к охоте, и не все малыши — к поеданию шоколада. Но в целом, конечно, сочинительство как форма самовыражения у подростков весьма распространена.
Почему пишущим детям важно учиться придумывать истории, овладевать инструментом писателя❓
— Учиться придумывать и писать истории детям важно точно так же, как и взрослым. Просто потому что писательство — это не только талант и вдохновение, но и вполне себе ремесло, техника. Одного ремесла без таланта не достаточно. Но и одного таланта без ремесла — тоже. Все писатели так или иначе овладевают ремеслом — просто некоторые делают это методом проб и ошибок, а также посредством изучения большого количества литературных примеров для подражания. А некоторые идут, грубо говоря, в подмастерья к писателям. Обучение литературному мастерству — относительно новая для России история, на Западе же creative writing — абсолютно обычная штука.
Чем занятия программы «Проза для подростков» принципиально отличаются от школьных занятий❓
Ну, в общем-то, всем. Начиная от того, что человек может слушать лекции и выполнять задания где угодно, сохраняя за собой полную свободу передвижений и право в процессе обучения пить чай или кока-колу. И заканчивая тем, что это мой авторский курс, никакого отношения к школьной программе по литературе не имеющий. Ну и еще: слушатель лекций в данном случае — не столько объект (тот, для кого написана книга), сколько субъект (тот, кто пишет книгу) литературного процесса. То есть он вместе со мной находится по другую сторону баррикад и условной «школьной доски».
Смогут ли студенты применить полученные знания в школе — на уроках литературы или русского языка, например❓
— Безусловно. Умение конструировать историю пригодится и при написании сочинения — потому что по большому счету любой хороший литературный текст устроен по одному «золотому стандарту». Знание «писательской машинерии» или, иными словами, «писательской кухни», пригодится при литературном анализе текстов. Ну и умение подбирать нужные слова и отказываться от ненужных никому еще ни на уроках, ни в жизни не помешало.
❕Онлайн-курс «Проза для подросток» стартовал, но к нему ещё можно присоединиться!