В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей… А. Блок о Вяльцевой.
Имя Анастасия довольно длинное, состоящее из пяти слогов. Древнегреческий символ возрождения, возвращение к жизни. Носительница имени великодушна, добра и заботлива. Современники певицы подтвердят, что имя очень гармонировало с ней.
Настя родилась в деревне Алтухово на Орловщине. Единственная дочь в семье, но не единственный ребёнок. Её семья, мама Мария Тихоновна и два брата Дмитрий и Ананий. Отец умер вскоре после рождения девочки. Детство было тяжёлое, пропитанное крестьянским трудом. На плоту мать и дети, отчаявшись, решили попасть в Киев. Им это удалось. Мария Тихоновна устроилась прачкой, Настя в швейной мастерской на подхвате:мыть, гладить, обещали учить шить. В 11 лет Настя впервые попала в театр.
Оперетта захватила её. Девочка легко схватывала мелодию, заучивала партии без разбору. Настырная Настя попала на сцену с ... безголосой ролью пажа. В труппе С.С. Ленчевского девушка и танцевала, и пела. Пятнадцать лет она играла в разных труппах провинциальных театров. "В Москву! В Москву! В Москву!" как же знаком этот призыв бесплотных мечтаний. Для Анастасии Вяльцевой этот призыв стал звёздным билетом в жизнь "Примы романса". В Москве она знакомится с яркой актрисой жанра оперетты Серафимой Александровной Бельской. Та советует Насте профессионально учиться пению, не зарывая бесспорный талант.
Вяльцева переезжает в столицу и поступает хористкой в Малый Петербургский театр. Не обладая (пока) ни вокалом, ни актёрским мастерством, Вяльцева попала благодаря природным внешним данным. Анастасия получает крошечную роль цыганки Кати. Ничего, чтобы светиться счастьем, а провинциалка Настя светилась, была на подъёме. В самом конце своей роли Катя поёт романс.
Я степей и воли дочь, я забот не знаю,
Напляшусь на целу ночь –день весь отдыхаю.
Эта весёлая песенка, игриво и страстно, а не жеманно, как было принято, открыла возможность для того, чтобы привести себя к славе. Испытав овации публики, Настя решила — что её карьера, это певица сольных номеров на эстраде. Первый сольный концерт певица дала в Москве в 1897 году. Встреча с адвокатом Холевым изменила жизнь девушки, и не только в творческом плане. Модный адвокат Николай Иосифович Холев влюбился в двадцати двухлетнюю девушку и взял её под свою опеку. У Насти появилась возможность брать уроки пения у лучших педагогов по вокалу, материальная сторона её больше не волновала. Семь лет счастья, это так мало, но так распорядилась судьба. Они были востребованы каждый в своей области, и кто знает, как бы сложилось дальше, но всё прервала неожиданная смерть в 1899 году Николая Иосифовича.
В 1902 году у певицы состоялся большой гастрольный тур по России и Кавказу. За десять лет гастрольной жизни Вяльцева дала концерты по всей России, вплоть до Владивостока. И всё же оперетту она не оставила. Всё чаще к ней употребляют эпитет "Несравненная". Она любила свою публику и не спешила покинуть зал после концерта, выходила вновь и пела для поклонников. Иногда концерт затягивался далеко за полночь. Анастасия исполняла на "бис" и 10, и 30 песен и романсов. Публика платила ей обожанием. Анастасия Вяльцева попробовала себя и в опере. В Мариинском театре она исполнила партию Кармен. В 1904 году Вяльцева записывает свои песни и романсы на граммофон. Ею сделано около ста записей. Можно не говорить, как быстро разлетались граммофонные пластики среди покупателей.
Личное счастье Анастасия Вяльцева обрела в лице дворянина Василия Викторовича Бискупского. В 1910 году они поженились тайно. Дворянин и безродная певичка — это скандал для благородного общества. "Несравненная" Вяльцева должна услаждать слух и глаз, а не быть "среди нас". Тем более, что Настя ещё и женила на себе мужчину, который не только выше её по положению, так ещё и младше на 7 лет. В то время для женщины это нонсенс, для общества — вызов. Гвардейскому офицеру ничего не осталось, как подать в отставку.
В 1912 году Настя столкнулась со странной болезнью. Осенью певица отправилась на гастроли после длительного весенне-летнего перерыва в концертной деятельности. После концертов в семи городах России, Вяльцева выступает в Курске. Здесь впервые Анастасия Вяльцева теряет сознание, её просят прервать гастроли, вместо этого певица дает ещё больше десятка концертов, но Воронеж поставил точку. В декабре выступления прекратились. Диагноз врачей был ошеломительный — острый лейкоз. Решились на редкое в то время переливание крови. Донором выступил муж., но Насте стало только хуже. Ей не могли помочь ни светила Европы, ни Бадмаев, лечивший на базе тибетской медицины, ни гипнотизёр Гольцев, падающий от усталости. Его лечение начиналось с семи вечера до шести утра.
Интерес к певице был огромный, бюллетени о состоянии её здоровья и настроения вывешивали на газетных киосках. В феврале 1913 года певица скончалась в возрасте 42 лет. Похоронена певица на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. За гробом шло приблизительно 160 000 человек. Сегодня могильная часовня Вяльцевой и её матери реставрирована.
Анастасия Дмитриевна удивительный, отзывчивый человек. Так рано ушедшая к Богу певица сделала для России очень много. Поддерживала приюты сирот, организовала концерты с Шаляпиным и Собиновым ради русской экспедиции к Северному полюсу, первопроходца Седова. В своей деревне организовала что-то вроде Роддома. Давала бесплатные концерты в пользу студентов, испытывающих голод. Оплачивала обучение нескольких способных студентов Петербургского университета. Свои два дома по реке Карповке завещала городу, чтобы в одном организовали женскую больницу, а в другом — детский приют для детей, брошенных родителями. Пока суд да дело, грянула революция, а после неё в домах были размещены солдаты военно-санитарного дезинфекционного отдела. Открылся политический клуб.
В Петербурге есть красивый магазин братьев Елисеевых. При разработке проекта было учтено пожелание знаменитых купцов, чтобы был создан концертный зал для Анстасии Дмитриевны Вяльцевой. Этот зал сегодня — Государственный Академический театр имени Н. Акимова.