Найти тему

Атомные репетиции в небе Белоруссии: специфика модернизации самолетов и отношений

Оглавление
Примерно так выглядит «атомная бомба малютка», которую в состоянии поднять в воздух штурмовик Су-25.
Примерно так выглядит «атомная бомба малютка», которую в состоянии поднять в воздух штурмовик Су-25.

Коротко о политической подоплеке

В Европе США хранят около 200 атомных зарядов – то ли бомб, то ли ракет. 70 лет они лежали без движения, но тут задвигались: летчиков НАТО стали тренировать на применение этих бомб.

Пока что только тренировки.

В чем состоит тренировка? Подвешивают на самолет атомную бомбу или ракету (или их весовой макет), и дают приказ летчику нанести бомбовый удар по конкретной цели.

Это не шутка. Так производится психологическая тренировка на готовность к применению атомного оружия. Именно тренировка. А соль в том, что летчик никогда не знает, настоящая бомба под крылом или макет!

Для снаряжения самолета обычной бомбой (не атомной) привлекается группа техников вооружения. Они снаряжают самолет всеми видами боеприпасов. За исключением атомных. Для этого данный аэродром или группу аэродромов обслуживает специальная команда «молчунов» (так их называют, потому что от них не услышать ни одного слова – все делают молча): приезжают, привозят «свои» боеприпасы, выставляют оцепление и подвешивают… И контролируют взлет.

Если это тренировка, а не настоящий боевой вылет, то также встречают самолет по возвращению: снимают то ли бомбу, то ли весовой макет, грузят и увозят «в неизвестном направлении».

Об атомном заряде летно-техническому составу известно минимум: вес и способ крепления. И эти два параметра ограничивают круг самолетов, которые можно использовать в качестве носителя ядерных устройств.

Не на каждый самолет можно подвесить атомный заряд!

На заставке показана «малютка»- бомба. Вроде не большая, и вполне должна поместиться под крылом. А кстати: где и как можно ее разместить под крылом?

Су-25 – вид снизу: стрелками показаны подвесные топливные баки.
Су-25 – вид снизу: стрелками показаны подвесные топливные баки.

Самые тяжелые бомбы и ракеты размещаются ближе к фюзеляжу – по соображениям прочности крыла. Для увеличения дальности полета нужна дозаправка. Канистры с собой не возьмешь, а вот подвесной топливный бак можно. Опять же, в зависимости от нужного увеличения дальности можно использовать баки разной емкости и, соответственно, веса: 400, 800 и 1150л керосина. На картинке выше вроде как баки на 800 литров.

Подвешивание топливного бака на 1150литров
Подвешивание топливного бака на 1150литров
Фрагмент из технического описания
Фрагмент из технического описания

То есть бомбы весом 1,2т вполне можно подвесить. А если бомба 1,5т? Вопрос! Возможно, тут и нужна доработка (усиление) подвески, или узлов крепления спецподвески, которую можно выполнить только в условиях серийного завода.

Но есть еще один важный вопрос: размеры «специзделия». Достаточно ли высоты основного шасси? Ведь если специзделие примерно такого размера, как на заставке, то при приземлении вполне может «чиркнуть» по полосе, а это чревато радиоактивным заражением как минимум. И тогда вопрос доработки затрагивает основные стойки шасси: высоту вряд ли удастся увеличить по причине того, что это убирающиеся стойки, и ниши в фюзеляже под них расширить не получится. А вот сделать стойки более жесткими, чтобы меньше проседали при касании полосы, когда под крылом "вернувшаяся бомба", возможно.

Почему шасси может стать проблемным местом? Потому что самолет не рассчитывался на то, что он «привезет» бомбы или ракеты назад, домой – задача штурмовика сбросить на противника, и тогда посадка будет «налегке», а не "возить пассажира с ядерной начинкой".

В мирное время возвращение на аэродром с бомбами или ракетами – это ЧП со строгими выводами и наказанием! В военное время что-то можно не израсходовать, и возвращение с частичным боекомплектом допустимо. Но в случае со специзделием – все наоборот: потеря его в полете – это ЧП международного масштаба, а вот возвращение с «полным боезапасом» - нормальная практика в мирное время.

Спецподвески.

Это отдельный агрегат, который выполняет не только задачу собственно крепления бомб, ракет или топливного бака к крылу или фюзеляжу, но является устройством пуска, взведения в боевое состояние после пуска или «топливным клапаном» в случае подвеса бака.

Если бомба сорвется с крыла во время посадки, она не взорвется – не успеет «взвестись» в боевое состояние. Так задумано в целях безопасности. Бомба или ракета после пуска включают автоматическое взведение в боевое состояние, но при этом должны пролететь некоторое минимальное расстояние (или время), чтобы взрыватель встал в боеготовое состояние. Часто механизм взвода – это некая «вертушка», которая начинает вращаться после того, как отделившаяся бомба срывает чеку. Поэтому упавшая на бетон бомба в момент удара еще не в боеготовом состоянии, но взвод продолжается… и у саперов появляется работа.

Все подвески могут нести оружие. И те, что несут баки, тоже. Поэтому, бывали случаи, когда летчик вместо бомб сбрасывал баки. Особенно часто это случалось на полигонах. Прилетает отбомбившийся летчик – бомбы на месте, а баков нет: "разбомбил" баками. ЧП! А просто пилот не тот тумблер (не той подвески) включил, а гашетка сброса – она одна на все подвески. Контроль включения нужной подвески – только по индикатору на панели приборов.

Поэтому доработка может коснуться и этого момента: вывести пуск специзделия на отдельную панель и отдельный блок самого пуска. Вопросы безопасности – прежде всего!

Кстати, когда летчики тренируют бомбометание на полигонах, им подвешивают 50-кг бомбы. Так, игрушка... Но когда летает старший чин (а подтверждать квалификацию надо и лейтенантам, и полковникам), он приказывает подвешивать 100-кг! И вот солдаты-наблюдатели на полигоне видят, что взорвалась "сотка", понимают, что это "привет от начальства"... и докладывают о точном попадании независимо от факта! Так, на всякий случай, чтобы рикошетом не влетело - "соткой" ведь предупредили! И вот для полка с атомным прицелом такое лизоблюдство недопустимо, и появляется спецподразделение типа "смерша", только по части внеуставных отношений: синяк у солдата появился - пиши объяснительную... и будет расследование.

Взрослые пугалки.

В небе над Балтийским морем станут летать самолеты-носители ядерных боезарядов. Самолеты иногда падают. Заряды иногда теряют… Поэтому, вполне вероятно, что чаще будут летать с макетами: потеря бомбы в своей собственной акватории чревата большими экологическими проблемами. А тем более - вблизи чужой. Но ведь никто не знает, на каком самолете будет настоящий ядерных боеприпас! Сначала будут напрягаться по любому поводу, затем станут привыкать, а привычки опасны тем, что снижается осторожность. Поэтому «висящее на стене атомное ружье» - очень неприятная сцена в начинающемся спектакле.

Читайте также другие статьи автора "истории из авиации"

Подписывайтесь на канал, пишите отзывы, задавайте вопросы.

#история #Россия #США #белоруссия #Путин #лукашенко #авиация #атомная #бомба #