Найти в Дзене
Четыре Семерки

Kansas. Song for America. Над облаками

Оглавление

"С первых дней существования группы мы осознали, что не похожи на других, и надеемся, что так будет и впредь"(с). Неплохое заявление для начала. И самое главное - абсолютно оправданное!

Колоритный сплав хард-рока, ритм энд блюза, симфонии, прогрессива, приправленный игрой на скрипке - это действительно необычно. Kansas традиционно относят к американскому варианту прогрессивного рока, однако есть у них одна черта, совсем не свойственная большинству подобных групп - они не пытаются сделать свою музыку настолько элитарной, чтобы понять её могли только "избранные", либо люди, которым не лень потратить большое количество времени для понимания сложного музыкального материала. Kansas в большинстве случаев удалось пройти по грани, делая музыку красивую, сложную...и в то же время достаточно увлекательную и легкую для восприятия.

Kansas
Kansas

источник изображения

При этом музыканты добились очень самобытного звучания. Думаю, уместной будет обширная цитата Керри Ливгрена, лучше чем он не скажет никто...

Керри Ливгрен:

«Знаете, нас всегда сравнивали с британскими прогрессив-роковыми группами, и меня всегда удивляли такие аналогии. Мы-то, по-моему, играли прогрессив очень по-американски и благодаря этому имели своё лицо. Наш саунд, стиль – об это можно судить по ранним записям – сформировался ещё до того, как мы узнали о британском прогрессиве. Я тогда не слышал ни Yes, ни Genesis – вообще никаких прог-групп, с которыми нас сравнивали. Да и звучали мы, как и полагается настоящей американской группе, более блюзово и жёстко. А элементов тяжёлого, замешанного на жёсткой блюзовой основе рока, вы у этих команд не найдёте. Да, я слушал много американского прогрессива. Эти коллективы, увы, никому не известны. Очень большое влияние на меня оказала группа Touch, но я уверен, что никто о ней ничего не знает.

А в 60-х, когда я был совсем маленьким (начал слушать музыку лет в 14, когда гремели Beatles и Rolling Stones), мне очень нравились The Yarbirds и The Kinks и ещё я слушал американские группы того времени. В конце 60-х миром правила психоделия, и я оценил такие команды, как Iron Butterfly, Quiqsilver Messenger Service... Я бы назвал их прогрессивом. Конечно, сейчас этот термин подразумевает совсем иное, но их музыка была тогда революционно новой и необычной. Я не замыкался на роке, увлекался самыми разными стилями, в частности, слушал оркестровую музыку. Мои любимые композиторы – Ралф Воан-Уилльямс (Ralph Vaughan Williams), автор «Лондонской Симфонии», и Дебюсси. Смешать всё это вместе – и получится ранний Kansas. И вообще, я не думаю, что нашу стилистику можно как-либо определить. И очень горд этим фактом: лучшее, что может пожелать себе любая рок-группа – чтобы её стиль не укладывался в прокрустово ложе готовых категорий. Настоящая рок-группа должна иметь собственный неповторимый стиль! Но если угодно, я назову Kansas американской прогрессив-роковой группой».(c)

Мне особенно нравится "тот самый" ранний Kansas, без налета коммерции, и особенно - пара альбомов, которые вышли в 1975 году - Song for America и Masque. Об одном из них я и решил сегодня вспомнить.

Альбом Kansas Song for America вышел в апреле 1975 года на лейбле Kirshner Records в США и на Epic - на других рынках.

Лицевая сторона обложки
Лицевая сторона обложки

источник изображения

Пластинка записана в следующем составе:

Стив Уолш - орган, ARP и Moog синтезаторы, ведущий вокал (кроме Down the Road), бэк-вокал на Down the Road и Lonely Street, фортепьяно на Down the Road.

Керри Ливгрен  - электро и ритм гитары (кроме Song for America и Lamplight Symphony), Moog и ARP синтезаторы, ARP струны, фортепиано (кроме Down the Road).

Робби Стейнхардт  - скрипка, бэк-вокал, ведущий вокал на Down the Road, Song for America, Lamplight Symphony.

Рич Уильямс  - электрические, акустические и ритм гитары.

Дэйв Хоуп (Dave Hope)  - бас.

Фил Эхарт  - ударные, металлофон на Song for America, Moog барабан и гонг на Incomudro — Hymn to the Atman.

Что касается содержания, то на альбоме можно найти как эпичные Song for America, Lamplight Symphony и Incomudro - Hymn to the Atman, так и более емкие, вроде открывающей Down the Road. Длина каждой из них вполне отвечает формату типичной прог-роковой группы - от восьми до двенадцати минут, но, если честно, это не должно отпугивать - каждая из них слушается без какого-либо напряжения. Особенно стоит отметить Song for America - очень красочная и воодушевляющая пьеса, которую я отнес бы к ряду шедевров высшего порядка, написанных в 70-ые. Но! Остальные два "эпика" не сильно-то и уступят по красоте и сложности.

Открывающая Down the Road могла бы попасть в категорию динамичного боевика, призванного сразу привлечь внимание к музыке на пластинке энергетикой и скоростью. Действительность много интереснее - тут крайне раскованная и в то же время филигранная игра музыкантов, "летающая" из канала в канал скрипка, вкрапления на фортепиано - все это делает эту вещь куда как более интересной, чем типичный хард-роковый боевик.

Кроме этого я отдал бы дань уважения вот этой команде специалистов, которые, на мой взгляд, проделали потрясающую работу в студии над звуком:

Джефф Гликсман (Jeff Glixman) — продюсер

Уолли Голд (Wally Gold) — продюсер

Питер Гранет (Peter Granet) — инженер

Джефф Гликсман впоследствии приложил руку к самым знаковым альбомам Kansas, его роль очень похожа на роль Терри Брауна для группы Rush. Не забываем, что в Kansas играет шесть музыкантов, а материал весьма насыщенный и виртуозный. Представить все это достойно на пленке - задача очень непростая.

Я решил проиллюстрировать одну из самых сильных вещей на диске с помощью более позднего видео. Мне кажется тут оркестр очень к месту, не слушается чем-то притянутым искусственно, как это иногда бывает с другими рок-группами, использующими оркестры для аранжировки своих хитов. Да и сама музыка Kansas, часто очень симфоничная, к этому очень располагает.

Что касается самой пьесы Song for America, то легенда гласит, что Керри Ливгрен сочинил её во время авиа перелета, наблюдая через облака над живописными просторами под крылом самолета. Может быть это поможет кому-то более образно представить для себя музыку этой композиции...

Kansas
Kansas

источник изображения

С обложкой связана одна забавная история, о которой расскажет Керри Ливгрен:

«Эту обложку сделал художник Питер Ллойд. Ллойд также придумал наш логотип для Song for America. На обороте это просто фотография „Привет, мы группа“, но на лицевой стороне Питер проделал отличную работу как с обложкой, так и с логотипом. В одном из наших первых обзоров альбома кто-то назвал обложку „стилизованным крабом“, мы чуть не упали со стульев. Мы подумали: „Смотрите, вот обзор нашего альбома“. В нём говорилось обо всех длинных песнях и прогрессивном характере музыки, а затем было сказано: „Альбом также отмечен прогрессивным крабом Питера Ллойда“. Мы подумали: „Краб? Как они могли не узнать, что это орел?“ Это было забавно. Это такие вещи, из которых получается отличная история».(с)

#kansas #song for america #hard rock #progressive rock

#рок #рок музыка

Пластинка Song for America добралась только до 57-го места в американских чартах, всего же было продано порядка 250 000 экземпляров диска, что вообще-то очень неплохо для такой музыки, но очередной раз не устроило лейбл, который настойчиво склонял музыкантов к написанию более коммерческой музыки. Однако ранние пластинки Kansas тем и хороши, что там записана достаточно безкомпромиссная музыка, которую сегодня слушать одно удовольствие.

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

Rush – A Farewell To Kings 1977. Прощание с королями или... да здравствуют короли!

Styx. Crystal Ball. Прекрасная работа на пороге большого успеха

Почему Sweet так и не смогли закрепиться на вершине?