Недавно в Москве я познакомилась с замечательной коллегой, автором Даниэль Брэйн, которая пишет в основном в жанре исторического, приключенческого и детективного фэнтези, где есть место любви. Я еще взглянула на обложки – это божественно! У каждой книги очень интересные задумки. Меня заинтересовали «Ни пера в наследство», «Мой муж чудовище» и «Принцесса и призраки». Вообще я очень люблю детективы, а у Даниэль почти все книги с элементами расследования. Даже новинка, которая вот-вот завершится.
Поэтому, дорогие мои, представляю вам замечательного автора – Даниэль Брэйн! Ну и первый вопрос: «Почему именно такой псевдоним? Почему не Даша Байден, например?
— У меня было открыто окно регистрации, и проще было быстро найти псевдоним, чем объяснять, что это моё настоящее имя… Думала я недолго, пришло в голову и так и осталось. Неправильно с точки зрения рекламной стратегии, может быть. Но, в конце-то концов, живём мы с тем, о чем наше мнение даже не спрашивают, и это нам не мешает.
— Даниэль, какую вы написали первую полноценную книгу? О чем она?
— Здравствуйте, меня зовут Даниэль Брэйн, и я фикрайтер. Первая моя книга — фанфик, потому что на тот момент я смогла немного отойти от работы и позволить себе найти хобби. Нашла. На удивление — затянуло, хотя до зрелого возраста я увлечения игнорировала.
Это фанфик о магах и о магглах, а еще о том, как сложно и важно сделать выбор и не предать самого себя». О людях, конечно же, он о людях, я всегда пишу о самых обычных людях в непростых для них ситуациях. Самый обычный человек, что скажешь, узнав о магии? Можно ли этим людям доверять? Как возможно их контролировать? Как узнать, кому и как они вредят?
Как нетрудно догадаться, в этой истории взрослые герои (некоторые канонично инфантильны) и никаких любовных страстей. Вот с чего все началось, вот откуда мое развитие.
— Почему спрашиваю «полноценная», потому что все авторы пишут с детства))) И почти у всех есть работы, за которые потом стыдно.
Я начала писать в тридцать шесть лет. До этого мне а голову не приходило писать книги — хватило статей и договоров. И, откровенно говоря, настолько проработанную книгу, как моя первая, с тех пор я не написала ни одну и не напишу, у коммерции свои законы. Эта книга до сих пор не закончена и закончена уже не будет, ибо коммерция, да, тот фанфик, о котором я говорила раньше. У него непростая судьба: быть вечным ориентиром.
— Кем вы работаете в жизни? И как пришли к писательскому ремеслу? Ведь вы давно публикуетесь и у вас уже большая аудитория. Кстати, трудно ее было набирать?
— Максимально далёкая от писательства работа, если не считать бесчисленные инструкции, договоры и гайды.
Писатель — хобби, о котором я однажды сказала: «Черта с два все это бесплатно, Карл», и если бы я была, как уверял тот портной, королевой, была бы даже богаче, «я бы ещё немножечко шил…
Очень тяжело я набирала аудиторию. Очень. Другой бы кто триста раз плюнул — плевали, кстати, люди, с которыми я одновременно пришла.
Три года, коммерческий автор с февраля 2020 года — и меньше трёх тысяч читателей. Это крайне тяжёлый подъем аккаунта. И это сайт, куда я пришла изначально, у меня впереди ещё два ресурса, на которых надо набрать свое.
Писательство — это не только про написание, писательство — это «еще вот этому научись, быстро, пока не съели».
— У вас есть книга под кричащим название «Мой муж – чудовище». Вот оно просто заставляет это книгу прочитать. Я сама замужняя женщина. По собственному опыту знаю, что любой мужчина иногда может повести себя как чудовище))) Почему вы дали книге именно такое название? Это были ассоциации из жизни? Как вообще пришла идея написать книгу про чудовище?
— Если бы я писала книги о настоящем чудовище… а я писала книги о настоящем чудовище, о чудовищах, и даже о чьих-то мужьях, сыновьях, отцах, так вот честно могу сказать: люди предпочитают сказки «влюбится и исправится», но, по-моему, в это не верят даже младшие школьники. Потом девочки чуть подрастают, начинают читать книги о любви, и розовые очки прилипают намертво, с мясом не оторвешь — проверено неоднократно.
А ко мне попадает свеженький материал, наспех отредактированный, и я пишу книгу о настоящем чудовище, которую читают единицы, десятые доли аудитории.
«Мой муж…» совсем не чудовище в переносном смысле, здесь чудовище настоящее: то ли зверь, то ли человек, а идея не приходила, эта книга расчет и маркетинг от названия до обложки, и герои тоже маркетинг, немного против авторской воли, потому что мне давно хотелось написать, как много значения мы придаем «свидетельским показаниям», а надо всего-то не полагаться на чужое мнение, сделать выводы самому. Особенно, если это жизненно важно и цена ошибки не «разбитое сердце» — чушь какая, — а жизнь, чья-то жизнь.
— С кого вы пишите героев?
— Кто не спрятался — я не виновата. Доцент Соколов, Иван Грозный, бабка в очереди, персонаж из новостей… не попадайте в новости, вы рискуете! Больше всего в работе писателя я люблю окружающий мир. Если смотреть на него с любовью, он подарит такие сюжеты и типажи, которые выдумать невозможно.
— Чем вдохновляетесь на сюжет?
— Чем угодно. Я не знаю, какая новость или статья ляжет в основу будущего сюжета. Шел себе мужичок к речке, нес что-то в рюкзаке, а я мимо него пройти не смогла.
Все, что основано на случаях и событиях из реала, легко и просто. Главное — найти персонаж, который станет рассказчиком этой истории. А потом уже самое сложное: вычитка текста. Больше всего не люблю это в моей работе. Слишком ответственно на этапе, когда уже все завершено и хочется выдохнуть, но нельзя.
— Познакомившись с вашим творчеством, поняла, что вы любите писать про умных успешных героинь, которые в жизни чего-то добиваются. Это вообще моя тема! Хотя я сама пишу в другом жанре, но стараюсь, чтобы мои героини тоже из себя чего-то стоили. Но мне хочется спросить у вас: почему героини такие?
— Потому что мне это интересно, возможно. Потому что мне легко их писать. Потому что это стало моим фирменным знаком, товарным знаком: сильные женщины в игре без правил.
Про кого мне ещё писать?.. Есть небольшие истории о женщинах не слишком разумных., так и понятно, отчего они такие короткие.
— Кира из «Нет моей вины» сбита с трона, куда сама себя возвела, и чудом не успела совершить преступление. Ирина из «Преступления без потерпевших» разочаровалась в работе и людях, а ведь ее работа и заключалась в том, чтобы помогать людям не быть такими разочарованными. Георгина и Катя из «Если ты в опасности» глупы каждая по-своему, и несмотря на благополучный финал, он стечение обстоятельств.
И нет, я хорошо знаю людей, они рады обманываться и ошибаться. История человека, который к условным своим тридцати годам не научился учиться на чужих ошибках имеет очень бесславный конец.
— Есть ли героиня/герой, который списан полностью с вас?
— В каждом персонаже есть немного автора. Это ведь автор даёт ему поступки и реакции, так что я бы не говорила — нет, никогда, я не списываю героев с себя, и в то же время — я, например, слишком ленива, чтобы быть успешной в посмертии, попаданка — карьера не для меня.
Есть ли герои, которых вы наградили своим хобби или мышлением? Например, мои герои не все мыслят как я. Порой я совсем не согласна со своей главной героиней. Как у вас это происходит?
Профессиями и образованием — да, но условно, потому что жанр всё-таки не реализм. А вот книги никто из героев ещё не писал. Им некогда.
Персонажи довольно разные, многие героини мне диаметрально противоположны. В ряде книг на первое место выходит маркетинг, где-то — идея, в некоторых историях личность героя вообще не имеет совсем никакого значения.
Согласна я или нет, у меня есть план, сюжет, законченная история, герои книг, как и люди, несовершенны, а я такая ехидна-мать: пусть ошибаются, будут умнее. Может быть, но это неточно, и все же: пусть.
— Даже само название книги «Сражайся как девчонка» кричит, что тут девочки боевые, а не мальчики)) Это задумка такая?
— Там все боевые! И девочки, и мальчики. Девочки, наверное, даже больше, редкая покорная женщина выживала в те времена, особенно из простого сословия.
А про задумку не скажу, я скоро закончу эту книгу и все узнаете. Мне история нравится — с точки зрения писателя как мастера, как ремесленника: вышло отлично, не стыдно людям показать и денег просить.
В ней очень насыщенный сюжет, много событий, и ещё она свободная, вольная, без камня замков, без душных корсетов, без реверансов и сквозняков. На долю героини выпали испытания, но они не связаны с местом в жизни, ей бы выжить сначала, спасти людей, а с благополучием потом разберется.
Несмотря на то, что у меня много «дворянских» вещей, я больше люблю простые сословия. Они умнее, они хитрее, они беспринципнее, им плевать на мнение королей, они не боятся потерять чью-то милость. «Девчонку» очень рекомендую, она хороша всем. Особенно героями — совершенно как в жизни.
— Как пришла идея писать про исторический бунт?
— Как идея написать девушку, попавшую ко двору, как отбор невест — а они были в реальности, как «приют Магдалины», как обнищавшую дворянку… История, реальная история человечества, снабдит сюжетами каждого писателя на Земле, и сюжеты не повторятся.
— О чем ваша эта книга?
— О современном нам человеке с профессиональной деформацией, у которой нет возможности — времени — сесть и оплакать то, что она потеряла в покинутом XXI веке. О людях, которые, как всегда, знать не знают «тропы» и «архетипы» и ведут себя так, как люди: как захотят.
Даниэль Брэйн: самые реалистичные попаданки ever. На том стоим.
— И судя по тегам и аннотации, да и я читала начало книги и уже знаю, что героиня уже ЛИЧНОСТЬ. Ей не надо, как в молодежке в чем-то поумнеть, кем –то стать. Ваше творчество про то, что в любой женщине есть ум и сила. Это вдохновляет. Это видно с обложки и с аннотации. И вообще мне показалось, что это красная нить всего вашего творчества. Это так?
— Абсолютно. В каждом человеке есть ум и сила, иначе кранты были бы человечеству. Не выжило бы оно.
Другое дело, что очень часто ум и силу пускают не на тот путь и стрелочки лень переключать: куда вывезет. И я противопоставляю людей деятельных и инертных, а не добро и не зло, ибо эти понятия не пощупать… Пусть читатель сам делает выводы.
— В вашей книге «Сражайся, как девочка» есть любовный треугольник. В жизни у вас похожие ситуации были?
— Нет, в моей жизни таких ситуаций не было, мне повезло, я живу в наше время, за меня никто не решает, как в XVI-XVII веках. Стало быть, я, в отличие от людей того времени, не обязана выносить домогательства, терпеть пьянки мужа, да и вообще общаться с людьми, которые мне неинтересны и неприятны. Я имею право ставить выше всего свои интересы, а не чужие, потому что от этого не зависит благополучие многих людей — родственников, кстати, и родственники утратили сакральное значение. Любовный треугольник как путь страданий как минимум трёх людей — искусственно поддерживаемый пережиток. Зачем?
Героине книги в ее новом времени с любовно-геометрической фигурой намного сложнее. Но она справится, уверяю.
— Про каких героев-мужчин вы любите писать?
— Про разных. Они же люди. А люди себе найдут тысячи мотиваций и миллионы оправданий, если им надо. Вплоть до лежания на диване и захвата мира.
— Есть ли любимчики?
— Нет. Я ко всем персонажам отношусь бережно, и если мне в двух словах удается изобразить случайного прохожего с характером и судьбой — это круто. Что говорить о тех, кто действует на протяжении всего сюжета и не подчиняется никаким «он должен». Да ничего персонаж никому не должен, он в первую очередь человек.
— Есть ли герои, которых вы писали с любимого человека?
— Нет. К тем, кого я люблю, я отношусь очень трепетно, им не место нигде, кроме как в моих мыслях.
— Как вы подбираете своей героине мужчину?
— Бедные мои героини. Кто занят работой, кто ушел в монастырь, только две оказались в браке: одну выдали, не спросив, другая пошла по расчету.
В моих книгах нет любовной линии — это тоже мой фирменный знак.
— Вот у меня проблема писать про злодея. У вас есть такое? Как вы придумываете злодеев? С кого-то пишете? Мстите реальному врагу?
— Я не пишу для детей, это сложно настолько, что никогда в жизни. Просто вот: никогда. Ребенок слишком хрупок, чтобы я позволила себе показывать ему мир. Увольте.
А человек, чуть подросший, уже понимает, «злодей» — это даже не Волдеморт, «злодеи» остались Волком из сказки про трёх поросят, да и там у Волка была мотивация: есть захочешь, ещё и не так раскорячишься. Ну что такое «злодей»?..
С кого я пишу? С людей, не было бы людей, не было новостных сводок, тяжело было бы мне работать. И персонажи часто монстры Франкенштейна, потому что бывает, что прототип насмерть замёрз в канаве в XVIII веке, а за что до смерти избил жену — из вчерашней сводки по городу.
И насчёт врагов — это лестно! Враги могут быть, наверное, у политиков первого эшелона, ну, может, у мультимиллионеров, а мы, люди простые, обходимся интернетыми хейтерами.
Нет, конечно, никому я не «мщу». Это из области психотерапии, а книга должна быть в первую очередь интересной поступками персонажей и реакциями на них.
— Писали когда-нибудь про стерв? С кого образ брали? Из жизни?
— Я нашла ещё одно слово, у которого нет определения! Женственность и стерва.
Что это? То, что каждый как хочет, так и повернет?..
— Почему вы выбрали фэнтези, а не детектив реал?
— Потому что детективы-реал не читают. Потому что они умирают даже в печати — Кивинов, Маринина, — и на прилавки кладут искусственно вылепленных травматиков с кучей ненужных семейных проблем.
Так вот, такой человек — фиговый работник, даже если он сидит за рулём велосипеда и развозит заказы. Не верю я этому вместе со Станиславским.
Сетевая же литература требует либо любовных линий, либо обилие экшена и интриг. И это уже не ко мне, я рынок не формировала, у меня теперь интриги и экшн.
— Есть ли в книгах ваша частная жизнь? Допустим, описание работы, начальник, муж-балбес, которого героиня бросила, или жена, которая ушла из семьи ради карьеры?
— Men at work — это моя любимая тема. Но муж-балбес, его героиня бросила. Тогда зачем он в истории? И из семьи ради карьеры тоже никогда не уходят, уходят от самой этой семьи. Да, в реализме есть, а столь рефлексирующие персонажи в роли попаданцев долго бы не протянули.
— Какая вами написанная самая любимая книга? И почему она?
— Это все равно, что спросить у многодетной матери, кто из ее детей самый любимый. Самый успешный? Самый везучий? Самый выстраданный? Самый богатый? Самый знаменитый и нобелевский лауреат?
— У каждой книги своя история. Мне они все дороги и важны по очень разным причинам.
— Как часто вы пишите и в какие часы? Есть ли ритуалы?
— Тишина и чтобы никто не мешал. К счастью, этого несложно добиться. Это касается не только книг, работы вообще, я отвечаю за результат и не хочу иметь раздражители.
Так что из ритуалов, пожалуй, ночь, кофе и тепло, тепло важно. Ну и физическая возможность работать, больной человек или спящий в одном ботинке — работник аховый.
— Всегда ли в вашем творчестве есть хеппи-энд?
— Нет, не всегда. Соответственно, герои умные добиваются своего, неумные — нет. Ну или, как минимум, они выживают!
— Что объединяет все ваши книги?
— Люди. Каждая история о человеке, и каждую книгу можно раз десять переписать с одной и той же завязкой и исходными данными, но с разными персонажами, и каждый раз это будет совершенно новая книга. Помните? Обычные люди в необычных обстоятельствах.
— Каждый автор что-то в своем творчестве несет в мир, что вы дарите своим читателям?
— Я не замахиваюсь на мораль. Если человек получил наслаждение — прекрасно. Значит, я им дарю удовольствие. Это почти как вкусная, здоровая, сытная кухня. Каждый автор — немножечко кулинар. Особенно, если у него излюбленные ингредиенты.
— Дэниэль Брэйн — это о чем?
— Это о том, что тьма не вечна. Что нет добра и нет зла, есть люди и их поступки, и что не всегда краюха хлеба для нищего перевесит убийства и грабежи.
Это о том, что сказки вовсе не сказки, что даже «Золушке» навели милый лоск. Это о том, что Хан Соло стреляет первым.
Автор детективных историй, каким бы ни был антураж. Деконструктор. Политический интриган, фанат социальных драм, любитель вывернуть сказки сказками наизнанку.
Путешествую по вселенным, возвращаясь в реальность. Смеюсь и плачу, завожу друзей, покоряю сердца людей и животных, сражаюсь с монстрами, расследую преступления, спасаю мир.
Ну, теперь я скажу в конце:
Я знакома лично с этим автором. Даниэль (тысячу раз повторяю) — замечательный, талантливый автор, человек- достигатор, работяга и вообще человечище!
Мы общались всего несколько часов, но я получила кладезь знаний и море новых эмоций! Начала знакомиться с творчеством Брэйн и сразу вспомнила былые годы, года не вылезала из книг…
Любите историю, магию, приключения, детекитвы и чтобы все это было вместе – вам сюда!