Найти тему
Русский анализ книг

Чекисты против сектантов

Во все времена люди простые, необразованные, экономически беспомощные становились заложниками причудливых верований, чему не мало способствовали эксплуататорские классы, препятствовавшие всенародному просвещению и использовавшие религии для достижения корыстных целей, для получения бесплатной рабочей силы и сохранения своего режима.

Коренным образом изменила ситуацию Октябрьская революция, выступившая с разоблачением всяческого мракобесия, открывшая возможность получения образования для всех, в том числе самых бедных, самых уязвимых слоев населения. Борьба с религиозным мраком в людских головах, оставшимся с темных царских времен, была критически важна для выживания молодой Советской республики, поскольку он был лазейкой для антисоветских элементов. И чекисты были среди ключевых участников этой борьбы. В книге А. Цессарского «Жизнь Дмитрия Медведева» (1969г.) подробно описан интересный случай на тему.

В августе 1922 года посреди ночи через Днестр с румынской стороны на советскую (в районе Одессы) прибыл вражеский агент, одетый в форму красноармейца. Его, однако, уже караулили наши чекисты – молодой Дмитрий Николаевич Медведев, будущий Герой Советского Союза, которого я упоминала в одной из прошлых статей, и группа его товарищей. Чекисты отправились следом за этим агентом, который привел их до ворот монастыря, а затем скрылся на территории.
Пришлось товарищам потрудиться, обыскивая монастырь и выслушивая причитания настоятеля, будто нечего у них там искать. Ничего, кроме припрятанного монахами серебра, не удавалось найти. Помог следствию молодой послушник, нашептавший Медведеву, что искать надо в келье у старца Амвросия.

Уже по безбородому лицу этого старца, а затем и по проповеди его, Медведев догадался, с кем имеет дело. А по странным звукам, доносившимся из-под полы его кельи, точно понял, что там скрывается. Так что же это было?

Дело в том, что старец Амвросий был сектантом, скопцом. Об этой секте Медведев был наслышан. Знал он и о скопческих «кораблях» – так именовали они свои потайные ячейки. В келье Амвросия чекистам открылся замаскированный вход в подобный «корабль» – в данном случае им оказался целый подземный город с кельями и церковью, который сектанты между собой еще называли «раем»…

По верованию скопцов, человек может «довести душу до пределов царства небесного» только через полное «убеление плоти» – об этом рассказывает В. Холодковский в своей книге «Корабль изуверов» (1930г.). Достигается такое «убеление» за счет поэтапного оскопления – удаления наружных половых органов у мужчин и женщин, причем, по частям, принимая так называемые «печати» – сначала «малую», потом «большую» или «царскую печать» – это уже «второе убеление» и так до четырех степеней. По мнению скопцов, «такой человек уже "спасен" для неба, ибо он "воссел на белого коня", он – "белый голубь"» – пишет Холодковский… Кажется, до полноты картины этой членовредительской секте недостает только связи с белобандитами. И далее мы узнаем, что такая связь была.

Подземный «рай», обнаруженный Медведевым, оказался населен множеством людей, в том числе и детей. Кругом была антисанитария, а обитатели вели себя более чем странно: седобородый мужик «стоял на четвереньках и надсадно мычал», «человек двадцать стояли на коленях, обнявшись, раскачивались и пели… одну и ту же фразу… они были в трансе и ни на что не обращали внимания»…

Обряд сектантов-скопцов
Обряд сектантов-скопцов

От восприятия всего этого у Медведева начинала кружиться голова. И в этом аду – в дальней келье чекисты настигли, наконец, преследуемого «красноармейца».

«Красноармеец» этот оказался связным, сотником петлюровского войска, участвовавшим в подготовке базы для вторжения на советскую территорию петлюровских боевиков по заказу белогвардейского центра в Париже, а подземный «рай» был удобной явкой, обитатели которого всегда рады помочь в деле свержения Советской власти.
О прямой связи «убеляющихся» с белыми, об откровенной контрреволюционной направленности их движения говорит и Холодковский:

«В годы гражданской войны они злопыхательствовали, угрожали, не упускали случая замутить водицу антисоветской пропагандой. А если деревню захватывали белые банды, они встречали в лице местных сектантов надежных агентов и наводчиков, с готовностью выдававших палачам «"жидов, комиссаров и коммунистов"».

Кроме того, Холодковский отмечает среди убеляющихся и общие с белыми ценности и традиции. Это и жажда наживы, накопления, «хищническое капиталистическое нутро», «беспощадная эксплуатация трудящихся», которая «всегда была у скопцов руководящим хозяйственным принципом»… А что еще ожидать от людей, добровольно лишивших себя человеческого естества, этих эмоциональных и творческих инвалидов?

Нельзя, однако, сказать, что все члены этой секты изначально были добровольцами. Под «личиной доброты и милосердия» убежденные скопцы скрывали свой омерзительный паразитизм, – пишет Холодковский, – они устраивали «благотворительность» с целью шантажа:

«— Оскопись — и прощу долг. А не согласен — в долговую яму!».

Так вербовали новых «овечушек» – своих будущих безропотных рабов. Во истину бандитский подход! В лучших царских традициях.
А на некоторых русских царей убеляющиеся в прямом смысле молились, связывали с ними имена своих основоположников и "героев" – ведь те, по их верованию, тоже были оскоплены.

Итак, мы выяснили, что убеляющиеся – это такие же вредители, как и белые, что у них много общего. Вернемся же теперь к нашим чекистам.
Вместе с организатором подземного «корабля» Амвросием вражеского агента отправили в губотдел ГПУ. Через него чекисты мастерски раскрутили всю бандитскую цепочку – вплоть до главаря, известного петлюровца Моравского. В результате в начале 1924 года последнего благополучно повяжут вместе с его группой боевиков. Преступников осудят и сурово накажут.

Медведеву же еще предстояло заняться судьбой «заживо похороненных людей».

Чекист Д. Медведев
Чекист Д. Медведев

Думаете, сейчас начнутся кровавые расстрелы? Ничего подобного. Чекисты попытались вернуть этих сектантов к нормальной жизни, хотя это было очень непросто. Они вывели людей из их подземелья на поверхность, попытались устроить общий разговор, однако «в ответ на все аргументы сектанты вопили, что Амвросий святой» и уходили в глухую оборону…

«Медведев смотрел на этих несчастных людей, лишенных всего человеческого, и сердце его разрывалось от боли. Сколько раз за годы его работы вставала перед ним проблема человеческой судьбы! И не придуманное, не навязанное, а органичное для него чувство ответственности за чужую жизнь начинало терзать и требовать. Возвратить человеку человеческое! Разбудить в нем чувство собственного достоинства и долга перед обществом. Разве это не вернейший путь к тому, чтобы лишить контрреволюцию всякой опоры, всякой базы?!»

Он решил создать из них трудовой коллектив. Нашел горячего паренька-комсомольца, бывшего котовца, который согласился его возглавить. Привез врачей, дезинфекторов, часто навещал их сам. Котовцы создали в коллективе комсомольскую ячейку, детей отдали в школу. Известно, что спустя год, весной 1923 коллектив еще существовал… «Но комсомольцам приходилось трудно. Нет-нет, а кто-нибудь из особо упорных уходил под землю, уводил за собой детей»…

Удивителен прискорбный факт, что возможно так тяжко одурачить людей. И хорошо, что были те, кто мог этому противостоять, кто вытягивал людей из религиозного болота и возвращал в героические ряды строителей социализма. Случай этот, конечно, не первый и не последний – чекисты еще будут вылавливать подобные «корабли», самый известный – в 1929 году, когда над его организаторами состоится суд в Ленинграде. Так или иначе, в сталинское время эта секта была обречена. На мой взгляд, эта история важна тем, что наглядно показывает, кто есть кто, в результате чего нам проще решить для себя на чьей лучше быть стороне.

Автор статьи Клавдия Бахмина.
Ваши лайки и комментарии выводят публикацию в топ.